Чья кровь добавляется в мацу? Еврейское блюдо мацу


МАЦА – ЧУДО ЕВРЕЙСКОЙ КУХНИ - СТРАНЫ - ГОРОДА

Виктор Бриндач. Пасхальный седер 

Cемь дней в году (а в диаспоре восемь) ни праздничной хале, ни будничному хлебу нет места веврейском доме: в дни праздника Песах - еврейской Пасхи - здесь царствует маца. Недели,предшествующие празднику, посвящены невероятно тщательной генеральной уборке и борьбес хамецем, т.е. квасными продуктами, во исполнение заповеди: «Семь дней закваска не должнанаходиться в домах ваших, ибо душа того, кто будет есть квасное, отторгнута будет от обществаИзраиля, пришелец ли он или коренной житель страны той» (Исход, 12:18).

Елена Флёрова. Поиски хамеца

Надо проверить, вымыть, вычистить буквально все имущество - каждый угол в доме, каждующель в полу, каждый ящик и каждую полку, плиту и холодильник, карманы одежды, сумки,чемоданы, автомашину... Надо убрать столовую и кухонную посуду, которой пользовались втечение года, надежно запереть шкаф, где она будет храниться, и достать особую посуду –пасхальную. Весь найденный в доме хамец должен обязательно перейти до наступленияпраздника во владение нееврея, быть отдан или символически продан ему.

Борис Дубров. Поиски хамеца

Вопрос о том, что считать хамецем, совсем не так прост. Это не только сам хлеб, но и любое зерно,которое, даже чисто теоретически, могло вступить в контакт с водой и закваситься, любая мука,в которую была добавлена закваска, любые изделия из дрожжевого теста. Более того: хамецемсчитаются и жидкости (пиво, виски, водка, квас, уксус), которые изготовляются путем брожения, и продукты, в состав которых входят запрещенные составляющие: например, колбаса, содержащаяпримесь пшеничной муки, уксусные приправы, маринады, эссенции, экстракты, майонез, горчица... И что уж совсем поразительно – сама маца тоже подпадает под подозрение, если она не приготовлена под особым наблюдением специально для Песах!

Ривка Беларева. Поиски хамеца

Тот, кто печет мацу, должен спешить не меньше, чем евреи, спасающиеся от египетского фараона. Ведьесли работать недостаточно быстро, смешанная с водой мука может забродить! А вдруг маца была плохопропечена,  и  она заквасится, когда мы будем что-то из нее готовить? Вдруг зерно или муку хранили всыром помещении? Для полной уверенности в том, что закваска случайно не осквернит пасхальную мацу,о муке для нее начинают заботиться уже с того момента, когда в поле жнут пшеницу. Такой особо чистоймаце придают круглую форму, и именно ее принято подавать на стол для седера.

Аркадий Острицкий. Изготовление мацы во времена Храма

Хотя в пасхальную неделю многие привычные продукты есть запрещено, стол отнюдь не становитсяскудным. Сейчас выпускают разные виды мацы – с привкусом лука или перца, подслащенную, солоноватую, но все эти изыски не сравнятся с самой обычной пресной мацой, в сочетании с которойвсе прочие продукты и специи раскрывают свой собственный, истинный, ничем не заглушенный вкуси аромат.

Виктор Бриндач. Пекут мацу

Для того чтобы насладиться мацой, даже и готовить не надо: маца со свежими фруктами или с компотом,кусочки мацы, залитые горячим бульоном или соусом, пластинки, слегка размоченные в теплом молокеи затем обжаренные в яйце – вот и новое аппетитное блюдо. Сухая и тонкая, пронизанная сетьюмаленьких дырочек маца - отличная основа для многослойных запеканок, а оладьи из молотой мацы гораздо вкуснее, чем из обычной муки. Разумеется, хозяйки используют мацу не только в дниПесах, но и весь год. Куриный бульон с шариками из мацы "кнейдлах" - традиционное субботнее блюдо,молотую мацу часто добавляют в фарш для фаршированной рыбы "гефильте фиш".

Амос Бидерман. Пасхальный рисунок из газеты "Хаарец"

Маца – это не только «душа» многих лакомых блюд, но и средоточие возвышенной символики. Чтобыпонять, сколь велика роль мацы в удивительных пасхальных ритуалах, вдумаемся в суть праздникаПесах. Отмечая любой праздник, проникаясь его настроением, люди всегда обращают свои чувстваи помыслы к некоему знаменательному событию, но все же Песах - особое явление в череде еврейских праздников.

Михаэль Мучник. Фаршированная рыба

Исход из Египта в эти дни не только заново осмысливается, но как бы реально зановопереживается: «В каждом поколении каждый из нас должен чувствовать, что это лично его вывели изЕгипта» (Талмуд Псахим, 116 б). Поэтому исполнение заповеди Песах «Ничего квасного не ешьте; вовсяком месте пребывания вашего ешьте мацу» (Исход,12:20) подразумевает буквальное повторениеситуации, позволяет каждому ныне живущему стать современником великих дней еврейской истории.  

Владимир Любаров. Маца

На пасхальном седере за столом царит атмосфера сопричастности событиям. И возникает эта атмосфераво многом благодаря маце: недаром праздник Песах называют еще и праздником мацы – хаг хамацот.Рассказ об Исходе из Египта ведется над пластинами мацы и начинается он словами «Вот хлеб бедностинашей который ели отцы наши в Земле Египетской», причем имеется в виду, что маца на нашем столе непросто похожа на ту, которую ели предки, а именно та самая. Когда дети задают ритуальный вопрос «Чемотличается эта ночь от других ночей?», первый ответ звучит: «В другие ночи мы едим и хлеб, и мацу, а вэту ночь только мацу». И наконец, когда история Исхода рассказана, все сидящие за столом должнысъесть положенную порцию мацы. 

Владимир Любаров. Маца

В еврейской религиозной литературе много страниц посвящено маце – расшифровке ее нравственногои этического смысла, аллегорическим толкованиям. Например, дрожжевое тесто, которое поднимаетсяи пузырится, сравнивается с самоуверенным, надувающимся от гордости человеком, в то время как тонкая сухая маца подобна человеку скромному, смиренному. Сама история появления мацы дает пищудля философских размышлений. В том, что евреи, поспешно покидая Египет, не успели заквасить тестои смогли взять в дорогу только наскоро испеченную на камнях мацу, просматривается не случайность,но высший промысел. Ведь Бог заранее мог предупредить свой народ! Но евреи уходили в пустынюнеподготовленными, без припасов, надеясь только на помощь свыше, и еврейские мудрецы видятв этом символ Божественности Исхода. 

Елена Флёрова. Пасхальный седер

Маца - чудо из чудес еврейской кухни. Что такое пластинка мацы? Всего лишь мука и вода:первозданность, естественность, простота. У нее почти нет вкуса, у нее почти нет веса, онавыпекается за минуту. Маца – это почти ничего, почти нуль, точка отсчета, вечное начало,из года в год переживаемое заново мгновение еврейской истории....

Автор: Марина АграновскаяИсточник:http://www.maranat.de

marinagra.livejournal.com

Еврейская маца: польза и состав

Еврейское блюдо маца – одно из самых простых для приготовления блюд. И уж точно самое простое среди хлебов. Приготовление мацы - процесс не сложный. Требуются лишь тесто и вода. Ни соль, ни закваска, ни дрожжи не то, что не нужны, но запрещены при изготовлении этого хлеба, по крайней мере – праздничного.

Еврейская маца рецепт

Как приготовить мацу? Из замешанного теста хозяйки раскатывают плоские лепёшки, делают в них вилкой многочисленные отверстия и запекают в течение 15-20 минут. После приготовления лепешка должна быть сухой, хрустящей и ломкой. Иногда её в таком виде и употребляют, заменяя ею сухари или печенье, иногда перед едой заворачивают в мокрое полотенце, после чего она становится мягче. Но традиционно именно сухая хрустящая еврейская маца и подается на праздничный стол.

Полезные свойства

Учитывая то, что состав мацы еврейской не содержит никаких вредных или способных вызвать аллергические реакции компонентов, её можно считать самым полезным из всех сортов хлебов. Польза мацы в том, что изготовленная из любой муки, она является богатым источником углеводов и позволяет быстро восстанавливать силы и утолять чувство голода.

Кроме того, если сделать мацу в наиболее древнем её варианте, из муки грубого помола без отсеивания отрубей и сохранением всех частей зерна, она будет снабжать организм ещё и различными витаминами и минеральными компонентами.  Приготовление мацы из муки высшего сорта лишает ее всех этих компонентов – все полезные вещества удаляются из неё вместе с оболочкой зерна.

Но стоит помнить, что еврейская маца – это всё равно хлеб. Вред мацы в том, что при обильном употреблении в организм поступает большое количество углеводов. Если их не использовать по назначению – не сжечь во время интенсивных физических нагрузок – они быстро превратятся в жировые накопления или начнут влиять на обменные процессы в организме. Так что если проблемы с лишним весом вас беспокоят, еврейский хлеб маца вам пользы не принесёт.

Но в целом если вы не мыслите свой рацион питания без хлеба, но напичкиваться пышными и пустыми буханками белого хлеба не хотите, то маца вам поможет. С ней и порции пищи будут иметь прежний объём, и чувства переедания и различных неблагоприятных явлений в пищеварительном тракте не будет. Так что кушайте праздничный еврейский хлеб на здоровье!

sostavproduktov.ru

Маца – еврейский хлеб | Кашевар

Мацот

Маца – традиционный еврейский хлеб, рецепт мацы является одним из самых простых рецептов хлеба – в рецепт мацы входит только мука и вода, но при этом маца имеет очень большое значение для еврейского народа и играет важную роль в еврейской кухне. Все дело в том, что маца в основном рассматривается не как продукт питания, а как религиозный символ. Во исполнение заповеди употребления мацы, в первый вечер празднования праздника Песах евреи обязаны съесть хотя бы небольшой кусочек кошерной мацы. Кроме того, в течение всего праздника Песах, что составляет семь дней в Израиле и восемь – в диаспоре, не могут употреблять в пищу хлеб, приготовленный путем заквашивания, квасное нельзя употреблять в Песах ни под каким видом. В этом случае как нельзя лучше подходит маца – пресный хлеб, в рецепте которого закваска не только не используется, при изготовлении мацы строго следят, чтобы тесто для мацы ни в коем случае не заквасилось.

Маца шмура или сохранная маца

Маца, которую евреям следует употреблять в первый день праздника Песах, должна быть приготовлена с учетом многих требований. Чтобы маца считалась кошерной в Песах, она должна быть приготовлена только евреями и только из специальных ингредиентов. Здесь стоит отметить, что маца, приготовленная вручную из правильных продуктов, имеет название маца шмура – сохранная или охраняемая маца. Маца шмура может готовиться из различной муки, в зависимости от этого зависеть уровень охраны мацы. Самым высоким уровнем охраны мацы считается, когда для ее рецепта используется мука, которую оберегали от контакта с влагой с того момента, когда зерно было сжато. Второй уровень подразумевает охрану муки для мацы с момента помола, и третий, самый низкий, подразумевает использование в рецепте мацы муки, просто приобретенной в магазине. Естественно, что лучшая маца для праздника Песах является та, которая приготовлена из муки первого уровня сохранности, а маца из обычной муки, даже приготовленная по всем правилам, для исполнения заповеди не годится, хотя вполне может употребляться вместо хлеба во все дни праздника Песах, кроме первого.

Рецепт мацы

Рецепт мацы очень прост – мука и вода, но к процессу приготовления мацы предъявляются очень жесткие требования. Маца, чтобы считаться кошерной, должна быть приготовлена евреями, которые в течение всего процесса приготовления должен следить за тем, чтобы тесто для мацы ни в коем случае не заквасилось, кроме того, маца должна готовиться именно с намерением приготовить мацу для исполнения заповеди. Для изготовления мацы соблюдаются очень жесткие требования к чистоте в мацепекарне, а сам процесс приготовления мацы не может длиться более 18 минут, поскольку считается, что за это время может начаться процесс брожения теста для мацы. По этой причине все процессы при выпечке мацы делаются очень быстро – замес теста, раскатывание и помещение в печь обычно занимает значительно меньше времени, чем рекомендуемые 18 минут.

Маца ручная и маца машинная

Традиционно мацу изготавливали вручную – от замеса теста для мацы до ее помещения в печь, этот способ до сих пор используется, и ручная маца пользуется высоким спросом на праздник Песах, особенно в более ортодоксально настроенных кругах. Но, начиная с середины XIX века делались попытки механизировать процесс изготовления мацы, и в настоящее время огромные объемы мацы производятся на автоматическом оборудовании. Основное достоинство машинной мацы – высокая скорость ее изготовления, снижающая вероятность заквашивания. Спор о том, является ли машинная маца кошерной, ведутся с момента появления машинного способа изготовления мацы и по сей день, четкого ответа на этот вопрос так и не найдено. Многие пользуются машинной мацой, считая ее вполне кошерной для Песах, ортодоксы же полностью отрицают машинную мацу и употребляют на Песах только ручную мацу. Поскольку ручная маца в настоящее время – продукт недешевый, основная масса евреев старается приобрести к Песах хотя бы три круга ручной мацы для первого дня праздника, а все остальные дни употребляет в пищу машинную мацу, которая, с их точки зрения, для этой цели вполне подходит.

kashewar.com

Чья кровь добавляется в мацу?. На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга

Чья кровь добавляется в мацу?

Не секрет, что с Песахом связан один из самых мерзких наветов на наш народ – мы, дескать, добавляем в мацу кровь христианских младенцев, ибо так предписывает нам наша религия. Никакие объяснения, никакие ссылки на Тору, в которой предельно четко запрещается употреблять в пищу любые виды крови и предписывается очищать от нее мясо животных и даже рыб, никакие слова о том, что евреи всегда следовали этому запрету и потому, в отличие от других народов, никогда не ели мяса с кровью, – короче, никакие самые веские аргументы и факты в данном случае антисемитов почему-то не убеждали. Они продолжали верить этой отвратительной выдумке, и на протяжении столетий тысячи евреев в самых разных странах становились жертвой кровавого навета.

Историки до сих пор ломают голову над тем, откуда мог взяться этот гнусный миф, и высказывают в этой связи самые разные мнения. По одной из версий, он напрямую связан с христианским обрядом причастия – как известно, во время христианского богослужения верующим подносится красное сладкое вино, которое, как им внушают, в тот момент, когда они его пьют, превращается в «кровь Христову». Это регулярное попивание крови собственного Бога, дескать, и привело христиан в итоге к убеждению, что евреи делают нечто подобное со своей ритуальной пищей. Другие считают, что кровавый навет является следствием пережитков язычества, ритуалы которого, как известно, нередко включали в себя выпивание крови жертвенных животных. Приняв христианство, языческие народы перенесли многие свойственные им в дохристианский период представления на непонятных и не являющихся христианами евреев… Словом, предположений по этому поводу множество, и я, естественно, не собираюсь здесь их пересказывать.

Ну, а читатель, разумеется, знает, что маца готовится исключительно на основе воды и муки и никакой третьей составляющей в ней быть просто не может. Причем приготовить ее нужно так, чтобы от момента замешивания теста до его выпечки прошло не больше 18 минут – то есть чтобы тесто никоим образом не успело само собой закваситься.

Виктор Бриндатч. Фрагмент картины «Выпечка мацы»

Сейчас большую часть мацы к Песаху пекут с помощью специальных машин, а вплоть до начала ХХ века она делалась исключительно вручную. Моя баба Белла вспоминала, как на выпечку мацы собирались десятки девушек и женщин со всего города, как они в спешке раскатывали тесто, проводили по нему специальным зубчатым валиком, чтобы в маце появились дырочки, и кидали в печь. Уже через час после такой адской работы в бешеном темпе начинали невыносимо болеть спина и руки, со лба градом катился пот. А ведь продолжалась эта работа с утра до вечера!

И не случайно все тот же рабби Леви-Ицхак, побывав однажды в пекарне, где женщины пекли мацу, воскликнул: «Про нас говорят, что мы добавляем в мацу кровь христианских младенцев! Пусть христиане один раз придут сюда и увидят, что маца замешана на крови и поту наших еврейских женщин!»

И сейчас в Израиле есть немало пекарен, где мацу пекут вручную, так же, как пекли ее наши бабушки и прабабушки. Выглядит такая маца несколько иначе, чем та, к которой мы успели привыкнуть, – как правило, это большие круглые листы, иногда чуть подгоревшие. Из-за черных пятен подгоревшего теста такая маца чуть горчит, что придает ей совершенно особенный вкус. Стоит сделанная вручную маца, само собой, намного дороже, чем машинная, но многие религиозные евреи предпочитают, по крайней мере, в первый день Песаха, класть на стол именно такую мацу. А некоторые из них вообще тратят огромные деньги на то, чтобы купить ручную мацу, приготовленную накануне пасхального седера из специальной, тщательно оберегавшейся от влаги в течение года муки.

Кстати, с мацой, как и со всем остальным в нашей традиции, связано немало заморочек. Например, если большинство сефардских евреев в дни Песаха едят так называемые «китнийот», то есть горох, фасоль и прочие сыпучие продукты, которые никогда не могут забродить и превратиться в квасное, то ашкеназским и марокканским евреям все это запрещено в пищу по очень давнему постановлению раввинов. Ашкеназские и марокканские раввины запретили «китнийот» в связи с тем, что в прошлом все сыпучие продукты перевозились в тех же мешках, в которых прежде могла быть мука. Отсюда у них возникло подозрение, что к этим продуктам могут пристать крупинки муки, которые при попадании в воду заквасятся и приведут к грубому нарушению запрета на употребление в пищу квасного. Сефардские же евреи нередко сами выращивали эти культуры, сами их хранили в своих закромах, и потому таких опасений у них не возникало.

Поэтому на Песах существует, по большому счету, два вида кашрута: «кошер ле-Песах», который распространяется на всех, и «кошер ле-Песах ле-охлей китнийот», то есть кошерно только для тех, кто в пасхальные дни ест «китнийот», – для евреев – выходцев из Персии, Ирака, Йемена и других восточных стран, кроме Марокко.

Сами ашкеназские евреи в дни Песаха делятся на «макающих» и «немакающих». К «макающим» относятся последователи тех раввинов, которые считают, что мацу и мацовую муку можно смело замачивать в воде и в любой другой жидкости, так как эти продукты уже никогда не смогут превратиться в квасное. Эти евреи смело крошат мацу в куриный бульон, делают для него кнейдлах из мацовой муки и вообще готовят из мацы и мацовой муки массу всевозможных вкусных блюд на Песах. Однако есть несколько хасидских общин, в которых считается, что соприкосновение мацы с жидкостью в дни Песаха категорически запрещено, так как на листьях мацы может остаться пыль от обычной муки, которая при попадании в жидкость начнет заквашиваться. В домах этих евреев ломтик мацы в курином бульоне воспринимается едва ли не как святотатство – и сам бульон, и тарелка, в которой он находился, в этом случае становятся некошерными и немедленно выбрасываются. Поэтому, оказавшись в незнакомом еврейском доме на Песах, чтобы не попасть впросак, осторожно поинтересуйтесь, к «макающим» или «немакающим» относятся его хозяева.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

eda.wikireading.ru

Маца – рецепт

Маца – рецепт

Даже если вы не употребляете мацу из-за религиозных убеждений, хрустящие лепешки из элементарных ингредиентов могут стать частью вашей диеты. Домашняя маца готовится довольно быстро и просто в силу того, что тесто для нее не требует длительного времени для настаивания или брожения. Обо всех тонкостях приготовления мацы в домашних условиях поговорим в рецептах далее.

Рецепт еврейской мацы

Ингредиенты:

Приготовление

Пока температура духового шкафа доходит до отметки в 180 градусов у нас остается достаточно времени чтобы приготовить и раскатать тесто для хлеба. Смешиваем муку с хорошей щепотью соли. Отдельно взбиваем яйцо с водой и маслом, и вводим жидкость к муке. Замешиваем тесто, делим его пополам и раскатываем в большие лепешки толщиной порядка миллиметра. Осторожно перекладываем мацу на покрытый пергаментом противень и накалываем вилкой. Приготовление мацы в духовке займет 10-12 минут, после чего лепешки извлекаем, остужаем пару часов и лишь потом пробуем.

Маца из пшеничной и кукурузной муки

Ингредиенты:

Приготовление

Разогреваем духовой шкаф до максимально возможной температуры, на большинстве устройств это отметка в 250 градусов. Смешиваем оба вида муки вместе и вливаем к сухим ингредиентам воду с маслом. Замесив эластичное тесто, делим его на 8 частей, каждую тонко раскатываем и выкладываем на предварительно разогретый в духовке противень. Накалываем лепешки вилкой и посыпаем солью, а затем подрумяниваем в раскаленном духовом шкафу.

По желанию лепешки перед выпечкой можно посыпать кунжутом, маком или сушеными травами либо заменить часть муки отрубями для пущей пользы. Мацу из отрубей можно запечь и в электровафельнице, последнюю предварительно разогревают до 200 градусов и выпекают в ней тонко раскатанное тесто секунд 20-30.

Маца из цельнозерновой муки

Маца из цельнозерновой муки

Ингредиенты:

  • цельнозерновая мука - 2 ст.;
  • вода теплая - 1 ст.

Приготовление

Поставив духовку разогреваться до 230 градусов, приступаем к замешиванию теста. Муку соединяем с солью и заливаем водой. Замешиваем тесто около 3 минут, делим на 3-4 порции и тонко раскатываем каждую из них. Нарезаем тесто на порции любой формы и размера, выкладываем на противень, накалываем и ставим готовиться 5-6 минут.

 

womanadvice.ru

Маца: видео рецепт и история

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Маца для евреев не просто лепешка, у этого продукта богатая история и глубокое религиозное значение

маца

Маца зачастую заменяет хлеб

Самым важным праздником для евреев, который записан в священной книге иудаизма – Торе, считается Праздник Песах (Пейсах). Название праздника переводится, как «проходить мимо, миновать». Более 3 000 лет назад еврейский народ освободился из египетского рабства. Это немаловажное событие послужило толчком для начала истории отдельного народа – евреев.

Песах – время, когда во всем мире евреи собираются за столом и проводят церемонию – пасхальный седер. Обязательным в данной церемонии является чтение рассказа об исходе из Египта. Также необходимо во время застолья поесть специальные блюда – мацу, марор и выпить 2 бокала до трапезы и 2 после. Главное блюдо в застолье – маца или «хлеб бедности». По легенде, когда освободил евреев, люди так быстро старались покинуть Египет, что схватили недобродившее тесто. В последствие, когда испекли из этого теста хлеб, он оказался плоский, похожий на печенье, и очень сухой.

В праздничные дни Песах нельзя кушать очень много блюд, в том числе и хлеб, потому что при его приготовлении используются дрожжи. Маца прекрасно заменяет любое хлебобулочное изделие. При приготовлении еврейской лепешки используют только воду и муку. Замешав тесто из перечисленных двух ингредиентов, раскатывают тонкие лепешки, затем в нескольких местах протыкают вилкой и пекут в небольшой печке в течение 15-20 минут.

Маца – очень полезный продукт для организма, потому что несет в себе углеводы. Особенно, если вы приготовите эту лепешку из муки грубого помола, сохранив все необходимые минеральные компоненты и витамины.

Смотрите также видео о том, как сделать настоящую кошерную мацу за 3 минуты:

Таки читайте ещё

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

2israel.ru

Секреты мацы: как евреи отмечают Песах

14:18 26/08/2016

В этом году иудейский праздник Песах отмечают с вечера 22-го по 30 апреля, таким образом, начало совпадает с Шаббатом. Евреи называют Песах праздником весны и свободы, ведь он про исход из Египта после 400-летнего рабства.

Собственных национальных блюд у евреев не так уж то и много, одно из них – маца – является неотъемлемым атрибутом пасхального стола. Принципиально важный момент здесь – отсутствие в тесте дрожжей, так как все квасное (хамец) в дни Песаха запрещено не только для употребления, но и вообще для наличия в доме. Вот как объясняет этот обычай президент Федерации еврейских общин России Александр Борода:

«На всех нас лежит обязанность убрать из дома и уничтожить хамец (квасное), ибо сказано в Торе: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» и «в первый же день устраните закваску из домов ваших». Каждый год такая уборка, поиск и уничтожение квасного превращается в серьезную и довольно тяжелую физическую работу. Ведь, как известно, исполнятся эта заповедь должна очень тщательно: так, чтобы ни осталось в доме ни одной крошки квасных продуктов».

Все квасное иудеям предписывается уничтожить в последнее утро перед Песахом или же продать нееврею. Любопытно, что в течение праздничных дней даже посуду, которая использовалась под хамец, доставать нельзя. Точнее можно, если сначала подвергнуть ее обработке погружением в кипящую воду или прокаливанием докрасна. Если посуду нельзя обработать такими способами, использовать ее запрещено. Поэтому многие семьи держат в доме специальный набор посуды для Песаха.

«В нашей традиции есть мнение, что маца это не только символ бедности (ее называют «хлебом бедности») и поспешного бегства из египетского рабства, но и символ смирения человека перед Творцом и Его Провидением. В то время как всякое квасное, дрожжевой хлеб, наоборот, являются полной противоположностью смирения и символизируют гордыню – одно из самых дурных качеств человеческой натуры», – поясняет Борода.

Рецепт мацы предельно прост: мука из пяти видов злаковых (пшеницы, полбы, ячменя, овса, ржи) и жидкость, способная привести к брожению. Обычно используют простую холодную воду. Тесто замешивают до состояния хлопьев, выкладывают на твердую поверхность, раскатывают тяжелым предметом в единородную массу, затем разделяют на кусочки и тонко раскатывают каждый из них. Вообще-то маца может быть толщиной с ладонь, но самый распространенный вариант – 1,5-2 мм в толщину. Затем на раскатанных лепешках делают дырочки вилкой или специальным валиком с шипами и отправляют печься в сковороде на открытом огне до появления коричневых пятнышек. Хотя можно встретить почти белую или коричневую мацу.

Главное – маца должна быть испечена до того, как в тесте начнется процесс брожения. Таким образом, весь процесс от добавления в муку воды до выпекания продолжается не более 18 минут. Как и большинство древних обычаев, этот тоже носит под собой практическую цель: такое тесто дольше переваривается, поэтому человек дольше чувствует себя сытым.

Иудаизм предписывает своим последователям огромное количество правил, регулирующих даже самые, казалось бы, незначительные бытовые вопросы. В течение нескольких веков в сообществе не утихают споры на тему: можно ли считать кошерной мацу, приготовленную машинным способом. Дело в том, что первая машина для раскатывания мацы была изобретена еще в 1838 году ребом Ициком Зингером. Нововведение было хорошо принято в Германии, Франции и Италии, однако спустя 30 лет рабби Шломо Клугер начал отстаивать идею о том, что маца, произведенная с помощью машины, – это хамец.

Противники машин утверждали, что на элементах механизмов остаются мельчайшие кусочки забродившего теста, которые, попадая в свежее тесто, делают его квасным. Кроме того, при производстве не контролируется случайное попадание в тесто зерен, которые тоже подвержены сквашиванию. Сторонники машин заявляли, что индустриализация поможет обеспечить дешевой мацой всех нуждающихся, ведь ручная маца дороже, а употреблять иудеям ее надо часто. Этот спор продолжается и поныне.

Главные моменты Песаха – вечерняя трапеза в первый седер праздника, в этом году он приходится на вечер 22 апреля. В этот день за столом в особом порядке читают повествование об исходе евреев из Египта и едят культовую пищу, а именно мацу и горькую зелень (салат латук, хрен и базилик). Эти блюда символизируют горечь рабства. Зелень обмакивается в подсоленную воду, что символизирует слезы, пролитые евреями в рабстве, и море, которое расступилось, когда Моисей уводил свой народ. Кроме того, едят смесь из натертых яблок, фиников, орехов и вина, по цвету напоминающую глину, из которой делали кирпичи евреи, будучи в рабстве. Все это расставляется на специальном блюде – кеаре, которое используется только в дни седера.

«На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного».

К столу принято приглашать нуждающихся и тех, кто остается один, а заканчивают трапезу фразой: «В будущем году – в Иерусалиме!».

Мария Аль-Сальхани

mir24.tv


Смотрите также