Роза Мира и новое религиозное сознание. Большое озеро как блюдо


45. Природа, мир, тайник вселенной (Николай Заболоцкий, Иван Бунин, Борис Пастернак)

  Николай Заболоцкий

              Дождь

В тумане облачных развалинВстречая утренний рассвет,Он был почти нематериаленИ в формы жизни не одет.

Зародыш, выкормленный тучей,Он волновался, он кипел,И вдруг, весёлый и могучий,Ударил в струны и запел.

И засияла вся дубраваМолниеносным блеском слёз,И листья каждого суставаЗашевелились у берёз.

Натянут тысячами нитейМеж хмурым небом и землёй,Ворвался он в поток событий,Повиснув книзу головой.

Он падал издали, с наклономВ седые скопища дубрав.И вся земля могучим лономЕго пила, затрепетав.

1953

Нет солнца, но светлы пруды,Стоят зеркалами литыми,И чаши недвижной водыСовсем бы казались пустыми,Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,Упала – и, сотнями иголЗатоны прудов бороздя,Сверкающий ливень запрыгал –И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,Смешал молодые берёзки,И солнечный луч, как живой,Зажег задрожавшие блёстки,А лужи налил синевой.

Вон радуга. Весело житьИ весело думать о небе,О солнце, о зреющем хлебеИ счастьем простым дорожить;

С открытой бродить головой,Глядеть, как рассыпали детиВ беседке песок золотой…Иного нет счастья на свете.

1900

    Когда разгуляется

Большое озеро как блюдо.За ним – скопленье облаков,Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников.

По мере смены освещеньяИ лес меняет колорит.То весь горит, то чёрной теньюНасевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливыхМеж туч проглянет синева,Как небо празднично в прорывах,Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,Разлито солнце по земле.Просвечивает зелень листьев,Как живопись в цветном стекле.

B церковной росписи оконницТак в вечность смотрят изнутриВ мерцающих венцах бессонницСвятые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора –Простор земли, и чрез окноДалёкий отголосок хораМне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,Я службу долгую твою,Объятый дрожью сокровенной,B слезах от счастья отстою.

1956

lib.rmvoz.ru

Анализ стихотворения Пастернака «Когда разгуляется»

«Когда разгуляется. » – кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б. Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.

Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности. Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю. Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба – и все, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское:

Когда на исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава.

Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз.

На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.

Но в заключительных строфах появляется образ собора. Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.

Собор – крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает.

Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в свое время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора – золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее «внутренность» собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зеленый, то есть чистые, светлые тона.

Большое озеро как блюдо.

Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет – озеро. Обычно, когда мы вызываем в своем...

воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета – цвета неба, отраженного в нем.

Уже следующие строки отсылают нас к небу:

За ним скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой Суровых горных ледников.

Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова «сияние» и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.

По мере смены освещения И лес меняет колорит:

То весь горит.

Горит. Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, емкая, богатая метафора. Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия).

Когда в исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава.

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зеленый?) – все эти образы собраны автором в один-единственный – но какой! – живопись. Сколько легкости, движения, жизни в этом сравнении!

Живопись – в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:

Как будто внутренность собора – Простор земли.

Собор – это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.

Лирический герой испытывает чувство благодарности Богу за то, что живем, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.

Последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт дает возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

schoolessay.ru

Когда разгуляется - анализ лирического текста в школе на примере стихотворения Пастернака

Стихотворение «Когда разгуляется» принадлежит к последним и наиболее зрелым произведениям Пастернака. Оно интересно тем, что свойственное Пастернаку мастерство импрессионистической организации текста становится средством эмоционально окрашенного размышления над миром, природой – «тайником вселенной». Точность философской мысли и мгновенность образа дают то, что сам поэт называл «импрессионизмом вечного».

Пастернак - Когда разгуляется (литературный анализ текста)

Импрессионизм в лирике

Пастернак в 1913 году написал статью «Черный бокал». Исследователи считают, что зерном этой статья послужила несохранившаяся работа «Импрессионизм в лирике». В.Н.Альфонсов, размышляя о ней, писал: «Искусство импрессионизма – искусство бережного обхождения с пространством и временем». Пастернак постоянно стремился воплотить в своем искусстве «ускользающее содержание, живую атмосферу бытия».

Импрессионизм первоначально называли «хроматизм» (от греч. – цвет). Определяющей чертой импрессионизма принято считать непосредственную фиксацию художником «своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний».

Пастернак стремился к тому, чтобы его поэтическое слово соединяло в себе не только обозначение предмета, но и вызванные им ощущения. Поэтому Пастернак в описании природы делал упор на эмоциональное восприятие читателя. Поэту свойственна необыкновенная свобода поэтического мышления. В его сюжете макрокосмос соединяется с микрокосмосом человека в сфере мифопоэтического сознания, что можно отчетливо проследить в стихотворении «Когда разгуляется».

Большое озеро как блюдо

В первом стихе «Большое озеро как блюдо» Пастернак вводит читателя в состояние созерцательности. Сразу представляется огромная гладь водоема, вокруг все тихо и неподвижно. Озеро сравнивается с блюдом – такое же плоское и с четкими формами круга.

Символика круга связана со специфическими представлениями о пространстве и времени и предполагает отсутствие начала и конца, целостность, непрерывность движения, бесконечность и вечность. Свое внутреннее ощущение умиротворенности, необъятности Пастернак выразил и с помощью звука о («большое озеро», «блюдо»).

Далее внимание читателя резко переключается на «скопленье облаков». «За ним – скопленье облаков, / Нагроможденных белой грудой / Суровых горных ледников». Знак тире передает во второй строке резкость, стремительность изменения угла зрения на внешнее пространство.

Ощущение покоя закрепляется в сознании образом белого цвета. С одной стороны, он символизирует чистоту, покой, жизнь, свет, а с другой – полный покой, смерть, холод. Белый цвет придает чистоту всему настроению тишины.

Облака

Описание облаков в образе гор – мощь и величественность созданного настроения, которое отражено также и на фонетическом уровне: можно проследить скопление консонантов г, р, гр («нагроможденных грудой», «суровых горных»). Гора символизирует вечность, небо, облака, мужское начало, дух.

С точки зрения К.Г.Юнга, «… дух – это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию или форму существования, которая на высшем или наиболее универсальном уровне называется Богом». В христианской мифологии Священная Гора – Трон Бога.

Метафора «облака – горные ледники», функционируя в пределах текста стихотворения, получает вторичный смысл, поскольку переносится на вне текстовую ситуацию, означая, что поэт сумел внушить читателю целую пространственную картину – холодный покой в бескрайнем небе облаков, описал мир духа, где время и пространство сливаются в одной точке, как бы исчезают.

Это то, «что было в Начале, когда еще не было ни пространства, ни времени… Ритуал воспроизведения творения позволяет соединить здесь-теперь с начальным актом творения, и это соединение возможно только в пространственном центре… К этому центру <…> ведет путь… Начало пути – тот локус, который считается естественным для субъекта пути – жилище богов для бога (небо, гора, вершина мирового дерева, святилище храма)».

По мере смены освещенья

В следующей строфе поэт переносит нас из мира духа в мир эмоций и ощущений человеческой жизни, которые Пастернак передает с помощью образа леса. Лес – мир природы, земли, души, он олицетворяет место инициации: «Войти в темный или заколдованный лес – означает переход».

Это переход из старого сознания в новое, смерть перед возрождением. Хронотоп изменяется, пространство начинает приобретать цвет, звук: «По мере смены освещенья / И лес меняет колорит. / То весь горит, то черной тенью / Насевшей копоти покрыт».

Слово «горит» ассоциируется с огнем, ярко-красным цветом, а «черная тень» - с хаосом, миром теней, царством Аида. В европейской традиции черный цвет относится к мрачному аспекту колдовства, черной магии. Так создается впечатление леса сказочного, где все наполнено тайной и опасностями.

Путь в Нижний мир, в преисподнюю, в царство смерти в фольклорных и литературных текстах неотделим от цели приобрести или понять что-то важное. Переход через границу смерти (лес) к новой жизни отмечается обретением нового пространства «как <…> световой энергии».

В основу композиции третьей строфы положена идея христианского воскресения – рождение в новом качестве: «Меж туч проглянет синева» (синий цвет – цвет веры, Великой Матери), небо – «празднично в прорывах», трава – полна торжества (небо – символ духа (Бога), а трава – это все человечество в целом и, в то же время, каждый человек как центр Вселенной).

Когда в исходе дней дождливых

Третья строфа интересна еще и интонационной окрашенностью. Тон повышается к концу четвертой строки, тем самым семантика и интонация строк говорят о смене темных «дней дождливы» светлыми мгновениями: «Когда в исходе дней дождливых / Меж туч поглянет синева, / Как небо празднично в прорывах, / Как торжества полна трава!»

Смена настроения в природе воспринимается не только визуально, но и акустически – путем использования консонантов пр, трж, тр и гласных о, а («празднично, «прорывах», «торжества», «трава»).

В следующей строфе возникает образ солнца, который является видимым образом Божественной Благодати, просветления. «Зелень листьев» сравнивается с цветным стеклом. Герой-путник пытается рассмотреть божественный промысле, найти свое божественное «я». Природа отзывается на это желание, показывая себя в живописном цвете: «Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле».

В церковной росписи оконниц

«В церковной росписи оконниц / Так в вечность смотрят изнутри / В мерцающих венцах бессонниц / Святые, схимники, цари». Герой входит в сокровищницу своего внутреннего храма и понимает, что все, окружающее его, является одним неразрывным целым с ним и природой. Он смотрит «в вечность… изнутри» своего бытия.

Поэт пытается осмыслить творческую индивидуальность и через внешние, природные образы и через внутреннюю природу человека. Внешнее и внутреннее пространство совмещаются в «церковной росписи оконниц». Пересечение значений «церковная роспись» и «окно» образуют особый семантический эффект: икона символизирует микрокосмос, а окно – связь между мирами.

Путь всегда ведет к центру: «Как будто внутренность собора - / Простор земли». В.Н.Топоров писал: «Центр же всего сакрального пространства отмечается алтарем, храмом, крестом, мировым деревом». Природа – один из образов и даже синонимов жизни, и не случайно возникновение метафор «жизнь – сад», «собор – земля».

В христианской мифологии идеальный мир представляется раем. Рай – это сад Эдем, сад – подобие вселенной, макрокосмос, и в то же время — это микромир человека, где соединено внешнее и внутреннее с центром.

Плоскостное разделение

В художественном мире произведения возникают как горизонтальная, так и вертикальная плоскости. В горизонтальной плоскости Космоса пространство движется через «подпространство» - землю, к ее центру – собору.

В вертикальном разрезе Вселенной отмечается абсолютны верх – небо. Таким образом, конец пути достигается через центр (собор), где находятся «высшие сакральные ценности», но герою-путнику «отголосок хора» (гармонии) слышать только иногда дано.

Последняя строфа является как бы развязкой всего стихотворения: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».

Композиция и организация

Композиционно стихотворение можно разделить на три части: начало пути (вертикальная плоскость) -> воскресение через смерть, осознание себя с землей, частью природы (горизонтальная плоскость) -> возвращение к своему божественному «я» через центр к начальной точке.

В графическом изображении получается треугольник, который символизирует триединую природу вселенной: Небо, Земля, Человек. Он «соединен с охватывающей и заключающей силой Троицы». Стихотворение «Когда разгуляется» передает идею единства (единосущности), порождающую представления о потерянном рае и извечном поиске гармонии. По жанру его можно отнести к философскому размышлению.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, с перекрестной рифмой и четким чередованием мужских и женских окончаний.

Четырехстопный ямб, отягченный пиррихиями, традиционно является способом передачи речи, приближенной к разговорной, что еще раз подчеркивает особую манеру философствования, характерную для Пастернака, выражающуюся в интимизации объектов, попадающих в сферу его видения.

Перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний – формальные носители идеи гармонии – органично дополняют собой доминантную идею данного текста.

Автор

Vorona (СГС, Гомель, Беларусь)

Дата создания

2001 год

www.gomelscouts.com