3 техники роспись тарелок акриловыми красками: шаблоны и мастер-классы. Блюдо роспись


Роспись посуды | Мастер Поделок

Большое плоское блюдо, как правило, используется во время приема гостей. Однако оно может выполнять и декоративную функцию. Как расписать керамическое блюдо – читайте в нашей сегодняшней статье.

Роспись блюда

Вам потребуется:

  • белое керамическое блюдо
  • акриловые краски
  • маркер
  • кисть

Покупая краски, обязательно поинтересуйтесь, можно ли после окрашивания ими, использовать изделие по назначению.

1. Рисунок на настоящем блюде очень простой – начертите маркером плетущееся растение с листочками и цветочками. В конечном итоге блюдо можно дополнительно декорировать узором в горошек.

2. Приступайте к раскрашиванию намеченного рисунка.

Возьмите зеленую краску и наведите стебли и листочки.

расписываем посуду

Краской красного цвета обведите цветочки, а краской голубого цвета – бутоны.

Меняя цвет краски, желательно дождаться, пока предыдущий цвет высохнет, дабы не высохшая краска разных цветов не смешивалась.

3. После высыхания дорисуйте желтые цветочные сердцевины. Разбавьте цветочный рисунок горошинами.

4. После высыхания блюда, нужно запечь его в духовке. Температуру и время запекания прочтите на упаковке краски.

расписываем блюдо

Еще интереснее было бы расписывать блюдо, которое вы сделали самостоятельно.

роспись посуды своими руками

Гончарное искусство сегодня необычайно в моде. Многие знаменитости пытаются овладеть этим мастерством. Для этого создают многочисленные кружки, где проводят интереснейшие мастер классы.

Люди тянутся к природе, ко всему натуральному, к ремеслам, которые десятки веков назад были доминирующими среди населения земли. Гончарное искусство ценится и сегодня, хотя мастера и остаются в тени. Вручную сделанная и расписанная посуда всегда эксклюзивна, и высоко ценится. Ее невозможно в точности повторить. Просто диву даешься, как из комка сырой глины можно создать столь оригинальное изделие. Чувствуешь себя настоящим художником…

Спасибо за МК!

comments powered by HyperComments

masterpodelok.ru

Блюда. Витражная роспись. | Страна Мастеров

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона.

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона. фото 1

Это вид сквозь стекло. Редкий случай, когда вид сквозь стекло ничуть не хуже расписанной стороны.

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона. фото 2

Еще одно блюдо, сделанное на заказ ко Дню рождения. Подарок предназначался мужчине, который любит и умеет готовить. И т.к. это мужчина цветы мне рисовать не хотелось (хотя больше всего я люблю рисовать именно цветы), поэтому выбрала такой сюжет.

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона. фото 3

Сделано на заказ и цветок должен был быть именно пион. Пион, может, получился и не классический, но именинница осталась довольна.

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона. фото 4

А вот это тот случай, когда расписанная сторона, с моей точки зрения, смотрится гораздо эффектнее, чем через стекло. Это расписанная сторона.

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона. фото 5

А это вид через стекло. Выглядит значительно менее выразительно.

Блюдо, расписанное в подарок ко дню рождения. По мотивам картин китайских художников. Расписано с обратной стороны, поэтому можно использовать по назначению, а не только как украшение интерьера. Это расписанная сторона. фото 6

stranamasterov.ru

Роспись тарелок акриловыми красками для начинающих: 3 техники, фото

Тарелки являются важной частью кухонного интерьера и их вид на самом деле имеет большое значение в формировании вашего настроения. Согласитесь, завтрак будет намного приятнее, если он будет подан в красивеньких разрисованных тарелках.

Давайте рассмотрим несколько мастер-классов для начинающих, которые помогут  с помощью акриловых красок преобразить ваши обычные однотонные тарелки в маленькие произведения искусства.

 Мы рассмотрим 3 основных техники:  рисуем акрилом от руками, через трафарет,  а также красивое сочетания маркера и краски.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-4

Содержание статьи:

Мастер-класс №1: черный акрил на белой тарелке

Для этого мастер-класса Вам не потребуется много  акриловой красок, достаточно всего одно цвета. Но разрисованная таким образом посуда от это не будет выглядеть менее эффектно.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-25

Материалы:

  • чашки, тарелки, блюдца (лучше всего использовать фарфоровые или фаянсовые),
  • кисточка,
  • черная  акриловая краска Pebeo Porcelaine 150 (или подобный аналог),
  • влажная тряпка или полотенце.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-23

Технология покраски:rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-20

  1. Сначала потренируйтесь делать рисунок на бумаге, чтобы потом не править лишний раз на посуде. Но если будет ошибка на посуде, ее можно исправить влажной тряпкой.
  2. Нанесите рисунок на посуду. Это могут быть цветочки, звездочки, горошек, маленькие линии, или еще что-то, что придет Вам в голову.
  3. Краска полупрозрачная, так что для более четкого рисунка, нанесите больше одного слоя.
  4. Оставьте сохнуть на 24 часа.
  5. По истечению данного времени поставьте посуду в прохладную духовку, выставьте температуру 150° C. Когда духовка разогреется до выставленной температуры, установите таймер на 30 минут и оставьте выпекаться.
  6. По истечению времени, выключите духовку и дайте посуде остыть перед тем, как вынимать.
  7. Результат – красивая посуда, которая есть только у Вас!

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-21

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-24 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-27

Мастер класс №2:  маркер и акриловая краска

Здесь будет использоваться довольно простой рисунок, который не требует особенных художественных навыков, так что надо только желание, материалы и немного времени.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-14

Материалы:

  • белая чашка и блюдце (керамические или фарфоровые),
  • маркер Pebeo Porcelaine 150,
  • несколько цветов красок акриловых (синий, сапфировый, белый, цвета радуги),
  • одна или две кисточки,
  • палитра для смешивания красок (можно использовать тарелочку),
  • несколько ватных палочек (чтобы исправлять ошибки),
  • спирт или средство для мытья стекол, обычная кухонная печка.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami

Технология росписи:

  1. Сначала нужно спиртом или средством для мыться окон очистить посуду от отпечатков пальцев или жира.
  2. Рисуем на чашке и блюдце (кроме центра блюдца, куда ставится чашка) капельки дождя, то есть их контуры. По центру блюдца рисуете радугу.
  3. Таким образом получится, что, когда чашка стоит на блюдце, радуги не будет видно, зато, когда чашку поднимут с блюдца для чаепития, будет приятный маленький, радужный в прямом и переносном смысле слова, сюрприз. Помните, что краска засыхает за 5-10 секунд.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-2

СОВЕТ: Если Вы никогда раньше не использовали маркер, надо сделать так, чтобы из него начала вытекать краска. Для этого его надо где-то 30 секунд потрясти, а затем нажать кончиком на лист бумаги, пока краска не начнет течь. Как только краска пошла, можно начинать рисовать.

  1. Возьмите кисть среднего размера, чтобы разрисовывать капли дождя. Используйте синюю краску. Можно рисовать сразу той краской, что в бутылочке, а можно добавить немножко воды, чтобы цвет был не такой насыщенный. Не встряхивайте краску, это может создать пузырьки, которые понизят качество рисунка.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-6 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-4

Если Вы немножко вылезли за контуры и краска еще не высохла, это можно исправить с помощью ватной палочки или салфетки. Если краска уже высохла, сначала смочите ватную палочку спиртом, а уже потом исправляйте ошибку. Если при разрисовке была допущена большая ошибка и Вы хотите начать сначала, то промойте посуду под теплой водой или протрите спиртом и дайте ей хорошо высохнуть перед тем как заново начинать рисовать.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-9

  1. Эти краски хорошо смешиваются между собой, так что Вы можете разрисовать часть капелек синим, потом смешать с сапфировым и разрисовать остальные. Можете часть разрисовывать просто краской, а часто – краской, смешанной с водой.
  2. Важно мыть и хорошо протирать кисточку при переходе на каждый новый цвет краски.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-8 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-11

  1. После того, как дорисуете капли дождя, переходите на радугу. Для этого используйте очень тоненькую кисточку, чтобы рисунок был аккуратненький и не вылезал за контуры.
  2. Помните, что зеленый цвет можно получить, смешав желтый и синий, а оранжевый – красный и желтый.
  3. Рисунок уже закончен, но эта посуда еще не готова к использованию. Оставьте сохнуть на 24 часа.
  4. По истечению данного времени поставьте посуду в прохладную духовку, выставьте температуру 150° C. Когда духовка разогреется до выставленной температуры, установите таймер на 30 минут и оставьте выпекаться. По истечению времени, выключите духовку и дайте посуде остыть перед тем, как вынимать.
  5. Вот теперь все. Можете наслаждать чаепитием!

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-12

В общем, с помощью этих же инструментов Вы можете нарисовать и любой другой рисунок, какой появится в Вашей фантазии.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-13

5 Советов по работе с красками:

  1. Как только закончили использовать маркер, сказу закрывайте его крышкой, даже если это маленький перерыв в работе. Наконечник может засориться, а так можно этого избежать.
  2. Хранить маркеры надо в горизонтальном положении.
  3. Важно ставить посуду в не разогретую духовку и разогревать, когда она уже там. Иначе она может треснуть от резкого перепада температур.
  4. Данные краски полупрозрачные, так что их лучше использовать на белом или светлом фарфоре.
  5. Если хотите, чтобы краска стала менее прозрачной, смешайте ее с белым цветом.

Краска является стойкой к мойке (как к ручной, так и в посудомоечной машине) и микроволновой печке.

Обратите внимание, что эта краска не токсична. Тем не менее, не рекомендуем использовать ее на поверхностях, которые вступают в непосредственный контакт с пищевыми продуктами.

Мастер класс №3: Разрисовка тарелки по трафарету

Если Вы переживаете, что не сможете сразу взять и нарисовать что-то на тарелке, то трафарет может Вам помочь. Также он полезен, если Вы хотите сделать комплект посуды из нескольких одинаковых тарелок или чашек, тогда трафарет поможет сэкономить время и достичь идентичности.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-37

В этом методе стоит знать одну хитрость: трафарет нужно удалять прежде, чем краска начнет засыхать, так как потом его можно снять с частью краски.

Материалы:

  • фарфоровые, керамические тарелки или даже бумажные,
  • краска акриловая ,
  • канцелярский нож,
  • контактная бумага для трафарета,
  • кисти,
  • духовка.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-31

Этапы изготовления:

  1. Вы можете сами нарисовать трафареты или же можете взять уже готовые рисунки и распечатать их на контактной бумаге.
  2. Наложите контактную бумагу с рисунком на тарелку.
  3. Тщательно вырежьте рисунок канцелярским ножом.
  4. С помощью кисти нанесите краску на тарелку внутри трафарета. Если Вы смешивали краски и разных цветов, убедитесь, что получилось достаточное количество краски для всех тарелок, чтобы все они были одинаковыми.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-36

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-33

  1. Оставьте сохнуть на 24 часа.
  2. По истечению данного времени поставьте посуду в прохладную духовку, выставьте температуру 150° C.
  3. Когда духовка разогреется до выставленной температуры, установите таймер на 30 минут и оставьте выпекаться. По истечению времени, выключите духовку и дайте посуде остыть перед тем, как вынимать.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-32 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-35

Комплект посуды готов!

Вся посуда, разрисованная данными красками, может использоваться для еды. Но также ее можно использовать и в декорировании помещений. В любом случае она красивая и уникальная!

 Идеи для росписи

Ниже несколько идей и рисунков для декора и вдохновения. Такие  тарелки ручной работы — это отличный подарок на Новый год , День Рождение  или День  Валентина.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-6 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-7 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-8 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-11 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-12 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-13 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-16 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-17 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-18 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-24 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-25 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-102

 Трафареты для росписи

Самый простой способ росписи — это конечно же трафарет. Если прям уж совсем не умеете или не любите рисовать — берем рисунок готовый,  распечатываем, вырезаем  и  крепим  к тарелке с помощью скотча. Окрашиваем в нужный цвет.

Вот наиболее простые и популярные трафареты для тарелочек.

rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-3 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-5 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-10 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-20 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-23 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-26 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-29 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-30 rospis-tarelok-akrilovymi-kraskami-100-43

kallibry.ru

Стили русской росписи

Хохлома —

роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись —

роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Гжель —

роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись —

роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины —

роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись —

роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись —

роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись —

роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Палех —

роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

fishki.net

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Мезенская роспись по дереву  или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. 

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

File:Vologda PTO museum 74.jpg

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. 

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. 

File:Gorodetskaya rospis 01.jpg

File:Gorodetskaya rospis 02.jpg 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская. 

1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи. 

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

 

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контурорнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

art.mirtesen.ru

1610 Роспись царским кушаньям. Загадки рецептуры средневекового хлеба и пирогов.

Related image Заглавный лист Домостроя Сильвестровской редакции. II половина XVI в. В приложении к Домострою Сильвестр обучал молодого царя Ивана Грозного правильному православному меню на весь год: «Обиход всякому столовому наряду; ествам и питиям на весь год, в научение молодому князю со княгиней». Полвека спустя боярам снова пришлось составить аналогичное меню для нового царевича. Они назвали его "Роспись царским кушаньям".

Image result for Роспись царским кушаньям

Стараясь как-то выйти из тяжелой ситуации в смутное время начала 17 века, бояре задумали посадить на русский трон молодого польского царевича, католика Владислава. Его следовало научить русским порядкам в православном образе жизни и за постным и скоромным столом в разные дни православного календаря. Поэтому для Владислава аналогично "Домострою" 50 лет до того было составлено точное русское меню "Роспись царским кушаньям" с пропорциями всех ингредиентов для теста и начинок в пирогах. Понимая исторический и кулинарный контекст и учитывая все другие документы времени, становится вполне понятно, как все это готовить по рецептам (технология). 

1610 Роспись царским кушаньям

Акты исторические, Том 2й, стр 426

1 лопатка муки 1.2 кг, согласно профессору Н.И. Ковалеву. Тогда современной муки можно считать 1кг., потому что она и намного суше и намного более влагоемкая, чем средневековая.

Блюдо – кушанье, порция на троих, считал Ковалев. На самом деле могло быть и на четверых. И могло быть, что блюдо - это слово, означаюшее "изделие", к числу порций в изделии слово "блюдо" по смыслу не имело отношения. В тот период порцию называли "наряд".  Например, "наряд кундюмов".

Луч, чеснок, грибы не прописываются, но подразумеваются. Грибы упоминаются в названии совсем уж постных блюд в самые строгие дни поста, но в рецептуре того же грибного блюда грибы при этом не прописываются. Например, "коровай с грибами: поллопатки муки крупичатой" и все. Никаких грибов в рецепте! Так что мы не знаем ни вид грибов, ни какие они были в пирогах: разваренные сушеные, соленые, свежие.  

Везде, где прописан сыр в рецептах, можно брать современный домашний творог - покислее или пресный, сливочный или обезжиренный, хорошо отжатый. Хорошая статья по производству сыра в России в старые времена есть тут: "Ряд гречневой каши посыпать тертым пармезаном..." Автор: Светлана Кузнецова ("Коммерсантъ-Власть") 26/10/2015 пишет

В росписи царским кушаньям за 1610-1613 годы присутствуют "пироги пряженые кислые с сыром", "пирог подовый большой с сыром, а в нем... 2 сыра кислых", "коровай ставленой с сыром, а в нем... 2 сыра кислых", "коровай битой, а в нем... полсыра кислого", "сырники с яицы", "сырники с сыром". Но речь шла не о сычужном сыре, который так полюбил в Голландии Петр I, а о твороге. Даже в XIX веке многие россияне под сыром подразумевали обычный творог, приправленный сметаной и яйцами. А сырниками называли блины, начиненные творогом или яйцами и обжаренные в масле. То, что мы сегодня считаем сырниками, тогда звалось сырными оладьями. Среди рецептов исконно русских блюд, опубликованных в 1816 году, есть и сырники, и сырные оладьи, и кушанье "Сыр с молоком": "Творог, растерев с яйцами мягко, складывают в полотенцо, выгнетают из него сок в черепке или дощатой форме; когда позавянет, вынимают из формы и полотенца, ставят на средину глубокого блюда и обливают сливками".

 

Хлеб

3 перепечи, а в них 12 лопаток муки крупичатые, 60 яиц. Перепеча, а в ней 6 лопаток муки в.с., 30 яиц. Итого: 1 кг муки в.с.-1с., 13г соли, дрожжи, 100-200г яиц (2-4 шт современных), вода.

Хлебец, хлебец крупичатой: 3 кг муки в.с.,  4 кг муки в.с., 6 кг муки в.с.

Колач крупичатой: 6 кг муки в.с.

Колач большой: 6 кг пшеничной муки.

Колач(ик) братцкой: 1 кг муки толчоной (2с).

Колач смесной: 1.5 кг крупичатой муки, 1.5 кг муки толченой или 2кг муки в.с. и 2кг муки 2 с.или обойной  Обратите внимание! Смесными калачами русские бояре и пекари тут называют не пшенично-ржаные, как принято считать в современной литературе, а из смеси белой и небелой пшеничной муки.

Хлебец ржаной ситной: 1 кг муки пеклеванной или сеяной.  

Хлебец ржаной: 1кг муки ржаные ситные.

1600 год: «великий князь сел обедать, и каждый расположился за столом согласно его рангу. Пищи было великое изобилие, и обслуживали великолепно; перед каждым гостем было поставлено более сорока блюд, и у каждого была полная порция, будь то телятина или оленина, баранина или утка. Караваи хлеба, которые нам подавали, были столь огромны, что два человека с трудом могли поднять их, и перед каждым гостем стояло по серебряному блюду, огромному, как жаровня, с ручками по обоим концам. Великий князь оказал внимание каждому из нас, послав часть еды из своего блюда, согласно рангу получающего. Затем он обменялся с нами тостами, виноградным вином, самым дорогим из всех, которые есть в этой стране, оно ввозится сюда издалека, исключительно для великого князя и для епископов, которые распределяют его по церквам, где оно используется для причастия. «Книга Орудж-бека Баята — дон Жуана Персидского» Баку изд."Язычы" 1988 г.

 

Ествы

Курник (2 лопатки муки крупичатой, куря, 20 яиц, 3 части боранины или 6 частей малых боранины, гривенка масла коровья, гривенка сала говяжья). ИТОГО. Тесто: 1 кг муки в.с., 20г соли, 200г говяжьего сала, 200г сливочного масла, вода. Фарш слоями: курятина, 10 крутых яиц, баранина, немного сливочного масла кусочками сверх фарша). Лук, чеснок, грибы в фарше по вкусу.

Курник: 2 куров молодых, 2 кг муки в.с., 20 яиц, гривенка масла коровья, 3 части боранины, гривенка сала говяжья. То же что и выше, но больше курятины в фарше или же вместо курятины в курнике выше в этом курнике - два цыпленка.

 

На блюдо колоб: 3 кг муки в.с., 25 яиц, 1.2кг сала говяжья. ИТОГО на 1 кг муки в.с. 335г яиц (6-7шт современных), 400г сала говяжья. Полагаю, что это был русский колобовый пирог с яйцами, луком, грибами в начинке. Тесто пресное сдобное или подслоенное на сале и воде.

 

3 пирожки подовых с бораниною (2 лопатки муки крупичатые, 10 яиц, 2 гривенки сала говяжья, 12 частей боранины). Пирог из пресного теста на сале и холодной воде, в фарш мясо с яйцом и луком, перцем. Защипнуть сверху четырьмя швами, пирамидкой.

3 пирожки подовых с бораниною (2 лопатки муки крупичатые, 15 яиц, 2 гривенки сала говяжья, 6 частей боранины).

3 пирожки подовых с бораниною (2 лопатки муки крупичатые, 10 яиц,  гривенка сала говяжья, 6 частей боранины). 1 часть = 700г мяса

 

Пирог подовой с мясом: 5 кг муки толчоной, 1/8 ведра молока, 30 яиц, гривенка масла коровья, 2 части говядины, 2 гривенки сала говяжья. Тесто из 1 кг муки 2с., 20г соли, дрожжей, 160г сала (вытопленного), 300г жирного молока (4-6%), вода, если нужно.  Фарш из 240г яиц (5шт современных), говядины, 80г сливочного масла, лука, чеснока, перца.

Пирог подовой с сахаром (5 лопаток муки толчоной, 2.5 гривенки пшена сорочинского, 20 яиц, 1/8 ведра молока пресного, гривенка масла коровья, 2 гривенки сала говяжья.) Это современный пирог из муки 2с. с рисом и яйцами в старинном исполнении.

Пирог подовой болшой с сахаром (5 лопаток муки толчоной, 2 или 2.5 гривенки пшена сорочинского, 60 яиц, 1/8 ведра молока пресного, гривенка масла коровья, 2 или 3 гривенки сала говяжья.) Пирогами с сахаром, сахарными называли пироги с рисовым фаршем.

Пирог подовой большой с яйцы (5 лопаток муки толчоной, 60 яиц, 1/8 ведра молока пресного, гривенка масла коровья).

Пирог подовой большой с сыром (5 лопаток муки толченой, 60 яиц, 2 сыра кислых – клинкованного творога, гривенка масла коровья, полчети молока пресного).

Пирог подовой болшой с рыбою: 5кг муки толченой, полковша или ковш масла орехового, 10 щук свежих.

Пирог подовой болшой с пшеном, да с вязигою: 5 лопаток муки толчоной, две или 2.5 или 3 гривенки пшена сорочинского (риса), полковша или ковш масла орехового, 6 пучков вязиги.

 

Пирогов подовых, на новое монастырское дело: на три пирога 4 кг муки в.с., 6 чумичей круп гречневых, полковша масла орехового, векошник снетков.

 

Коровай ятцкой (5 или 6 лопаток муки крупичатые, 40 яиц, 2 гривенки масла коровья) Оловянной или медной посуды: Пирожной образец (медная формочка для выпечки пирогов, паштетов и запеканок), что делают ятцкой коровай, весу в нем 6 фунтов. [Из переписной книги имуществу архиерейского дома, учиненной по указу царя Петра I, при вологодском архиепископе Гаврииле, в 1701 году]. Опись имущества Вологодского архиерейского дома в конце XVII столетия   / Сост. Н. Суворовым // Известия Императорского археологического общества. – 1863. – Т.5, вып.2

Коровай битой (5 или 6 лопаток муки крупичатые, 40 яиц, 2 гривенки масла коровья, полсыра кислого).

Коровай ставленой с яйцы (5 или 6 лопаток муки крупичатые, 60 яиц, четь ведра молока пресного, 2 гривенки масла коровья). Ставленый – либо из квасного теста, либо с высокими стенками, в высокой формочке.

Коровай ставленой с сыром (5 или 6 лопаток муки крупичатые, четь ведра молока пресного, 2 сыра кислых, 60 яиц, 2 гривенки масла коровья)

Коровая с грибами: поллопатки муки в.с., 5 яиц.

Коровай с грибами: поллопатки муки в.с.

Коровай с телесы мневыми: 0.5 кг муки в.с., 3 живых налима.

 

Блюдо пирогов пряженых кислых с сыром (5 лопаток муки крупичатые, 50 яиц, 1.5 сыра кислых, 10 гривенок масла коровья)

Блюдо пирогов пряженых кислых с маком, кислых пряженых с маком: 3 или 4 кг муки в.с., 2 чумича маку, 600г патоки (меда), полковша или ковш масла орехового.

Блюдо пирогов пряженых с сахаром (лопатка муки крупичатой, 5 или 15 яиц, 2 гривенки масла коровья, полгривенки пшена сорочинского, 1 или 2 гривенки сала говяжья). ЭТО Пирожки с рисом и яйцом, жареные.

Блюдо пирогов пряженых с яйцами (1 кг муки вс, 20 яиц, 800г коровьего масла).

Блюдо пирогов пряженых с сыром (1кг муки вс, 15 яиц, полсыра кислого, 2 гривенки масла коровья.)

Блюдо пирогов пряженых с пшеном да с вязигою: 1 кг муки в.с., 200г риса, 2 пучка вязиги, четь ковша масла орехового на пряженье.

Блюдо пирогов пряженых с горохом: 1 кг муки в.с., чумич или 2 чумича гороху, четь ковща масла орехового.

 

На блюдо карасей с мясом: 1 кг муки в.с., гривенка сала говяжья, часть говядины или часть говядины малая, 2 гривенки масла коровья, 5 яиц.

На блюдо карасей с мясом: 1 кг муки в.с., гривенка сала говяжья, часть говядины, 2 гривенки масла коровья.

А розсолного блюдо карасев с рыбою, а в них поллопатки муки крупичатые, щука-щучка свежая, четь ковша масла орехового. Блюдо карасев с рыбою, а в них поллопатки муки крупичатые, щука свежая, теша осетрья мокрая (жирное брюшко осетра в нежирный щучий фарш), четь ковша масла орехового на пряженье.

А розсолного блюдо карасев с пшеном да с вязигою, 0.5 кг муки вс, 100г риса, пучок вязиги, четь ковша масла орехового.

На блюдо 5 курбъ пряженых в тесте или 5 курб в тесте (рыба корюшка в тесте, в кляре или даже в простой мучной панировке): 0.5 или 1 кг муки в.с., четь ковша масла орехового.

 

Блюдо пирогов столовых, пирогов столовых с яйцами: 1 кг муки толченой, 15 или 20 яиц, на пряженье 800г масла коровья или горелого, которое останется у пирогов.

Блюдо пирогов столовых: 1 кг муки толченой, чумич (стакан) пшена Русского, четь или пол-ковша масла конопляного. Пироги из муки 2с с пшенной кашей в начинке.

 

Блюдо сырников с яйцами: 0.5 кг муки вс, 20 яиц, 1/8 ведра или ковш молока пресного, 400г масла коровьего. Блинчики на яйцах и молоке, фаршированные яйцами, размятыми со сливочным маслом.

Блюдо сырников с сыром: 0.5 кг муки вс, 15 яиц, 1/8 ведра или ковш молока пресного, четь или пол-сыра кислого, 400г масла коровья. Блинчики с творогом.

 

Листни с пшеном сорочинским (рисом): 400г риса, 5 яиц, 800г говяжьего сала. Рисовые котлетки или крокеты?

 

Блинов красных Имеются в виду гречневые: гречневая мука, дрожжи, соль, вода.

Блинов тонких: 1.5 кг муки в.с., 50 яиц, четь ведра молока пресного, 2 гривенки масла коровья (800г масла!). ВАФЛИ?

Блюдо оладий приказных или больших приказных (10 лопаток муки крупичатые, 1.5 гривенки патоки, 25 яиц, 10 гривенок масла коровья).

Блюдо оладей малых с сахаром: 1 кг муки в.с., 15 золотников сахару головного, четь ковша масла орехового, 2 гривенки патоки.

Блюдо оладей столовых: 1 кг толченой муки, 5 яиц, 800г масла коровья или горелого масла, которое останется у пирогов кислых и иных.  

Блюдо оладей столовых, лопатка муки толченой, четь ковша масла конопляного.

Блюдо котломы (5 лопаток муки крупичатые, 25 яиц, 10 гривенок масла коровья, 1.5 гривенки патоки).

 

На блюдо налитки: 1 кг муки в.с., 1 кг лопатка муки гречневые, 25 яиц, 2 гривенки масла коровья. Блины из пшенично-гречневой муки с припеком из крутых яиц?

 

Блюдо жаворонков: 2 кг муки в.с., 20 яиц, 6 гривенок масла коровья.

Лапша: (1) поллопатки муки крупичатой, 3 яйца (2) поллопатки муки крупитчатой, 5 яиц.

Ставец кундумов: 0.25 кг муки в.с., 2 яйца, чумич или 2 чюмича кислицы крошеные (щавель? Или квашеная капуста и др. квашенина?).

 

Блюдо киселя белого: ковш молока пресного, ставец сливок. Кисель загущали овсяным крахмалом.

Блюдо сыра губчатого: треть ведра молока пресного.

На блюдо, горшечик молочка вареного, а в него полчети ведра молока пресного.

 

mariana-aga.livejournal.com

Роспись тарелки своими руками

Роспись тарелки – это одно из древнейших занятий, которое сохранилось и в наши дни. Раньше такими предметами украшали полочки в сервантах и стены. Они передавались из поколения в поколение. Сегодня декоративные тарелки также актуальны. Они станут отличным предметом декора кухни или столовой, а к процессу создания шедевра можно привлекать своих деток.

Особенности техники

роспись тарелок красками

Роспись тарелки – это не такое уж и простое дело. Для получения настоящего шедевра профессионалы проходят специальные курсы, где раскрываются все тонкости этого мастерства. Но познать его может абсолютно каждый. Нужно только принимать во внимание некоторые нюансы, касающиеся такого процесса, как роспись тарелок.

Техника рисунка заключается в правильном подборе инструментов и материалов. Самым главным предметом здесь являются декоративные тарелки. Росписью можно украсить изделия из керамики, фарфора, стекла, дерева. Главное – на них не должно быть фабричного рисунка.

Создавать узор можно при помощи следующих инструментов:

  • Красок: силикатных, водных, акриловых. Последние наиболее популярны, так как являются самыми распространенными, и работать с ними может даже ребенок.
  • Фломастеров (специальных несмывающихся).

Кисточки чаще всего используют тонкие. Но тут все зависит от рисунка. Иногда нужно несколько видов кисточек – от самых тоненьких до пышных.

На случай если у вас рисунок не получается, под рукой должна быть жидкость для смывания краски.

Виды росписи

роспись тарелки

Роспись тарелки - это целое искусство! Видов техник - великое множество:

  • Тиффани - позволяет добиться эффекта трехмерного рисунка.
  • Хохлома - довольно известная роспись. Узоры выполнены в черно-красно-золотых цветах.
  • Точечная - рисунок создается при помощи точек.
  • Гжель - простые линии, капли, сеточки, цветы. Все выполнено в синих тонах на белом фоне.
  • Надписи - просто слова, фразы, строки и так далее.
  • Геометрические узоры - рисунки, состоящие из различных линий и фигур.
  • Цельная композиция (пейзаж, натюрморт).

Конечно, это не все. Существуют еще и другие виды росписи, большинство которых пришло еще с древних времен. Но мы перечислили самые популярные.

Порядок работы

декоративные тарелки росписью

Независимо от степени сложности рисунка, существует общепринятая последовательность действий:

  1. Тарелка под роспись обезжиривается при помощи спирта или средства для мытья окон.
  2. Наносится грунтовка, чтобы краска лучше сцеплялась с поверхностью.
  3. Подготавливается эскиз рисунка на обычной бумаге.
  4. Рисунок переносится на поверхность тарелки. Как это происходит, зависит от техники нанесения и стиля изображения.
  5. Уделяется внимание проработке деталей (например, дорисовывается контур).
  6. Тарелка просушивается в течение 24 часов на открытом воздухе либо в духовом шкафу от 40 до 60 минут.

Простой геометрический рисунок

тарелка под роспись

Пожалуй, самый простой и быстрой способ расписать тарелку – использовать краски и малярный скотч. Благодаря нехитрым манипуляциям можно получить яркий декор.

Итак, подготовьте тарелку к росписи (очистите ее и обезжирьте). Затем возьмите малярный скотч и наклейте полоски на поверхность. Там, где у нас будет скотч, тарелка окрашена не будет, учтите это. Рисунок может быть разнообразным. Обычно таким образом создают зигзаги.

Теперь прокрасьте всю тарелку яркой краской. Для этой работы потребуется взять пышную кисточку, так как она быстрее справится с задачей. Дайте краске немного подсохнуть, а затем снимите скотч. Теперь можно сушить тарелку.

Рисуем с детьми пальчиками

роспись тарелок акриловыми красками

Отличная идея выполнить роспись тарелки вместе с детьми. Для этого не нужно искать и придумывать особые картинки. Можно просто увековечить отпечатки пальчиков своего ребенка.

Для начала подготовьте поверхность тарелки. Затем возьмите коричневую краску и нарисуйте ствол и ветви дерева. Затем возьмите обычную губку и смажьте ее поверхность какой-либо краской. Теперь аккуратно прикасайтесь кончиками пальцев к мочалке, а затем оставляйте отпечаток на тарелки. Следы пальцев будут служить листочками.

Кстати, таким образом можно собрать отпечатки друзей и родственников на свадьбе на память.

Силуэт и орнамент

роспись тарелок техника

Просто и со вкусом оформить посуду поможет роспись тарелки. Сделать это можно следующим образом:

  1. Подготовьте тарелку к работе.
  2. Возьмите тонкую кисть и нарисуйте внизу силуэт животного (например, зайца, медведя, собаки и так далее). Не делайте контур четким, для этого краску немного разбавьте водой на палитре.
  3. Затем возьмите самую тонкую кисточку и проведите от силуэта по паре дуг. Нарисуйте на них листочки и цветочки при помощи линий или точек. Для растений выбирайте контрастные цвета.
  4. Высушите работу.

Таким простым способом можно создать целую серию: на одной тарелке будет изображение зайца, на другой – лисицы, на третьей – волка и так далее. Вся суть работы заключается в простоте линий и игре на контрастах. При помощи небольших ярких деталей создается игривое настроение, а общая палитра не напрягает зрение.

Небрежная продуманность

роспись тарелок акриловыми красками

Такая работа выглядит так, как будто на нее было потрачено от силы пять минут, и она является результатом чьей-то небрежности. На самом деле представленная роспись тарелок красками также является плодом приложенных усилий и фантазии. Для работы потребуются жидкие краски, кисточка, старая зубная щетка и резиновые перчатки.

Окуните кисточку в емкость с краской и поднесите к тарелке. Начните ставить хаотичные капли на подготовленной поверхности. Не надо выстраивать четкую последовательность – сначала ровные и мелкие, затем – большие с волнистыми краями. Пусть все капли будут неровными и разными по размеру. Ставьте их в разных местах. Тут стоит упомянуть, что краска должна самостоятельно капать с кисточки, поэтому набирайте ее, не жалея.

Потом окуните в краску палец. Пройдитесь им по краям тарелки, сделав каемку. Закончить узор поможет старая зубная щетка. Обмокните ее слегка в краску, а затем проведите пальцем по щетинкам, направив ваш «инструмент» на тарелку. Высушите узор.

Точечный рисунок без шаблона

точечная роспись тарелок

Рисунки точками – довольно увлекательное занятие. И вместе с тем – продолжительная и кропотливая работа. Но результат всегда стоит потраченных усилий.

Точечная роспись тарелок акриловыми красками может выполняться с использованием шаблона и без оного. Сначала рассмотрим второй вариант. Он используется для простых узоров, а первый – для более сложных и запутанных.

Точечный рисунок предполагает, что картинка будет нарисована не при помощи линий, а точками, которые располагаются рядом друг с другом. Делать такую роспись можно как красками и кисточкой с заостренным концом, так и маркерами.

Для начала, как всегда, необходимо подготовить поверхность тарелки. Затем продумывается будущий рисунок. За основу можно взять любую картинку, но проще в этой технике выполнять геометрические узоры. Затем краска наносится на палитру либо листок бумаги. Материал берут на кисточку очень аккуратно. Излишки краски нужно убирать.

Затем начинается волшебство. Кисточкой нужно аккуратно прикасаться к поверхности тарелки. Если этого не делать, будут получаться мазки. А рисунок ведь состоит из точек. Работать нужно не спеша, стараясь, чтобы капли получались одинаковыми по размеру. Таким образом наносится весь узор. Кстати, работать надо сверху вниз, чтобы случайно не смазать рисунок.

В зависимости от задумки точки могут быть разного цвета и диаметра. Но картина должна получаться понятной. Поэтому линии, относящиеся к одному элементу (например, сердцевина цветочка), выполняются в одном оттенке и точками одного диаметра.

Точечный рисунок по шаблону

роспись тарелок акриловыми красками

С первого раза может показаться, что сделать роспись по шаблону очень просто. На самом деле это не так. Вначале необходимо подготовить этот самый шаблон. Для этого можно использоваться готовые картинки либо сделать иллюстрацию самостоятельно. Поскольку точечный рисунок не предполагает закрашивания, то шаблон на бумаге делается лишь контурно (например, цветок будет изображен лишь при помощи лепестков). Кстати, в случае с бумажным макетом декорировать можно лишь прозрачную тарелку.

Итак, подготовьте поверхность к работе. Затем вырежьте шаблон по крайнему контуру. Теперь приклейте бумагу к обратной стороне тарелки при помощи малярного скотча или изоленты. Подготовьте краски и кисточки. Теперь можно начинать рисовать. Ставьте точки сверху по контуру. Работать начинайте, как и в предыдущем случае, сверху, чтобы рисунок не смазался.

Когда работа будет готова, дайте тарелке немного подсохнуть. Затем аккуратно снимите шаблон. По желанию обратную сторону можно закрасить, тем самым придав фон вашему узору.

Еще несколько идей

роспись тарелок своими руками

Роспись тарелок своими руками – увлекательное занятие. В процессе создания одной поделки часто возникает идея для следующей.

Вот лишь малая часть возможного оформления тарелок:

  • При помощи тонких волнистых линий можно делать не просто узоры, а целые рисунки. Просто внутреннюю часть силуэта зарисовывайте не сплошными мазками, а завитушками.
  • Из тарелок можно собирать слова. Каждое блюдце – это одна буква. Размещать ее необходимо по центру. Пространство вокруг буквы можно задекорировать небольшими узорами (например, цветочными).
  • Оригинальная роспись – мордашка. Достаточно лишь нарисовать глазки, носик, ротик и щечки. Оставшуюся часть можно покрыть каким-нибудь сплошным рисунком.
  • Растительные мотивы всегда актуальны. Цветы и растения можно рисовать различными способами: заполняя все пространство тарелки или только контур, мазками, точками, сплошным цветом, штрихами и так далее.
  • Также можно сделать особую роспись для каждого праздника. Так, например, к Новому году будут уместны тарелки со снеговиками, елками и Дедом Морозом, к Хэллоуину – тыквы, к Пасхе – разрисованные яйца, куличи, пасхальные кролики, к 8 Марта – ветка мимозы.

fb.ru


Смотрите также