Антикварная посуда Кузнецова: оценка стоимости. Блюдо кузнецовский фарфор


Клейма Кузнецовского фарфорового завода с 1810 по 1917 года

В XIX веке после введения «запретительных тарифов» в России возросла потребность в фарфоровой и фаянсовой продукции. Это послужило стимулом для возникновения целой империи фарфорового производства – товарищества Кузнецова. Предприятие начинало свою деятельность в 1832 городу в городке Дулеве и уже через несколько десятков лет этот завод становится ведущим фарфоровым производителем в России. Семья Кузнецовых, постепенно увеличивая объемы выпускаемых изделий, всегда старалась следовать модным веяниям, и повышали качество продукции, ориентированной на широкий круг потребителей. Таким образом, уже к концу XIX века, Кузнецовы превратили свое предприятие в крупнейшую в Европе сеть заводов, расположенных по всей стране.

Кузнецову удалось существенно расширить рынок сбыта за счет производства товаров ориентированных на восточного потребителя: большие расписные блюда, кальянные чаши, пиалки и чайники. Эти товары выпускались гарднеровским и гжельским заводами и декорировались в восточном стиле.

Вся остальная продукция украшалась одноцветной печатью, которую на последних этапах производства дорисовывали вручную. В начале ХХ века ручную роспись начали имитировать многоцветной печатью. Сюжетами для росписей служили в основном пейзажи, романтические сцены, цветочные орнаменты. Известна целая серия сервизов и блюд с изображениями сцен Отечественной войны 1812 года, выпущенной по случаю столетия победы.

Широким спросом пользовались кузнецовские статуэтки, вазы, шкатулки и коробочки.

kleyma-kuznecova-1.pngТоварищество Кузнецова включало в себя несколько заводов и фабрик, каждое предприятие имело свое клеймо и специализацию. Клейма раннего периода Кузнецовского фарфора (1810—1860-е годы) имели различную конфигурацию, чаще всего заключались в круг или виньетку. Обычно они выполнялись путем вдавливания в тесто и последующей прорисовкой синей или зеленой краской. Довольно часто в этом периоде встречаются клейма с орфографическими ошибками.

Клейма Дулевского завода (1832—1917)

Дулевский завод был первым заводом семьи Кузнецовых. В 1832 году его основал Терентий Яковлевич Кузнецов. Практически сразу предприятие вышло в лидеры по производству фаянса и фарфора, пика своего развитие завод достиг при управлении внука Терентия Яковлевича – Матвея Сидоровича Кузнецова. В 1918 году завод был национализирован. Продукция завода отличалась исключительным качеством и технической безукоризненностью. Марки периода управления заводом Сидора Терентьевича были кобальтовые.

kleyma-kuznecova-2.jpgkleyma-kuznecova-3.pngkleyma-kuznecova-4.png

При Матвее Сидоровиче изделия маркируют синими надглазурными красками. Для восточных товаров добавлялась арабская надпись.

kleyma-kuznecova-5.pngkleyma-kuznecova-7.pngkleyma-kuznecova-6.png

Подробнее про Дулёвский фарфоровый завод: клейма, выпускаемую продукцию.

Клейма завода в деревне Короткой - 1840-е — начало 1850-х гг.

В 1851 году Т.Я. Кузнецов арендовал завод Сафронова в деревне Короткой. Известно всего одно клеймо этого завода, которое встречается довольно редко.

kleyma-kuznecova-8.png

Клейма Рижского завода (1843—1917)

Рижский завод, основанный в 1841 году, придал фамильному делу Кузнецовых настоящую силу. Завод развивался стремительными темпами вплоть до революции и после нее единственный не был подвергнут национализации. В 1937 году была выпущена серия товаров с юбилейной надписью «Кузнецов -125». Обычные клейма Рижского завода представляют самую разнообразную группу, отличительная черта этих марок большое количество изобразительных элементов, пышность обрамления. Выполнялись надглазурными голубыми красками.

Обычные клейма Рижского завода представляют самую разнообразную группу, отличительная черта этих марок большое количество изобразительных элементов, пышность обрамления. Выполнялись надглазурными голубыми красками.

kleyma-kuznecova-9.jpg

Клейма Тверского завода (б. Ауэрбаха) - 1870—1917 гг.

kleyma-kuznecova-10.jpgСам завод был основан в начале XIX века Ф.-Х. Бриннером, потом его выкупил А.Я. Ауэрбах. Завод пользовался успехом и даже получал заказы от императорской семьи, но после смерти Ауэрбаха завод обанкротился и его выкупил Матвей Кузнецов. На заводе производили самые разнообразные фаянсовые и фарфоровые изделия, а также майолику. После прихода к власти Советов завод был национализирован в «Завод имени М.И. Калинина».

Клейма Тверского завода разделяются по периодам - до и после образования Товарищества. До образования Товарищества ставилась надпись «Фабрики М. С. Кузнецова Тверской губернии», в период Товарищества на товарах писали «Товарищества М. С. Кузнецова в Твери».

Клейма завода в Будах - 1894—1917 гг.

kleyma-kuznecova-11.jpg

Завод в Будах начал работу в 1887 году и стал четвертым заводом империи Кузнецова. Сначала на заводе изготавливали полуфаянсовые изделия, товары для домашнего хозяйства, декоративную керамику широкого потребления, в 1894 завод начал выпускать фарфоровую продукцию. Клейма этого завода выполнялись зелеными надглазурными красками.

Клейма Дмитровского завода - 1891 — 1917 гг.

Дмитровский завод стал первым частным предприятием по производству фарфора в России. Был основан обрусевшим англичанином Ф. Гарднером в 1766 году. Фабрика производила великолепный фарфор, а сам основатель был удостоен аудиенции у императрицы Екатерины II. Однако к концу века фабрика начала сдавать позиции и вскоре была выкуплена Матвеем Кузнецовым. Как дальновидный предприниматель Кузнецов понимал, что гарднеровский фарфор известная торговая марка, и не желая терять заказчиков, ставил на изделиях знаменитое клеймо Гарднера, по возможности сохранял ассортимент и общий облик вербиловской продукции. На фабрике выпускались столовые сервизы, люстры, лампады, вазы и статуэтки животных. После революции был переименован в Дмитровский фарфоровый завод и национализирован.

kleyma-kuznecova-12.pngkleyma-kuznecova-13.png

Клейма Рыбинского завода (б. Рахманова и Карякина) - 1894—1917 гг.

Рыбинский завод был основан в 1884 году купцом Никитиным. Изначально предполагалось, что это будет завод по производству кирпича, но впоследствии на нем производили фарфоровую и фаянсовую посуду. В 1886 году «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске» была продана торговой компании «Карякин и Рахманов», а 1894 году перешло в руки монополиста Кузнецова. На заводе выпускались только фарфоровые сервизы, декоративные фарфоровые вазы и товар для продажи в страны Востока. Сам завод был известен высоким качеством росписи изделий.

kleyma-kuznecova-14.png

kleyma-kuznecova-15.png

Клейма Волховского завода и завода в Грузино

Завод в Волхове новгородской губернии был основан 1878 году. Предприятие выпускало фарфор, фаянс, майолику и огнеупорную посуду. Отличительной чертой клейм этого завода было изображение медалей и орденов. Волховские клейма с прибавлением букв «Г» и «Ф» использовала фабрика в Грузино. kleyma-kuznecova-16.pngkleyma-kuznecova-17.pngkleyma-kuznecova-18.png

Клейма Товарищества - 1889—1917 гг.

Также известны марки Товарищества Кузнецова без указания завода. Иногда под клеймом предприятие сокращенно обозначалось буквами – Т.Ф., Р.Ф. и т.д. Чаще всего это клейма позднего периода Товарищества.kleyma-kuznecova-19.png

lermontovgallery.ru

Антикварная посуда Кузнецова: фарфор, фаянс, сервиз - оценка стоимости

Матвей Сидорович Кузнецов Русский фарфор и фаянс при всей его практичности всегда отличал уникальный нарядный и живой стиль. Бытовая посуда русских мастеров во все времена выглядела необычайно живописной. Таким перед нами предстает кузнецовский фарфор и фаянс – нарядный и утонченный. В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Кузнецова хоть и сыграл немаловажную роль, но заслуженную высокую оценку, как антиквариат, получил относительно недавно. Дело в том, что посуда Кузнецова – это, в первую очередь, товар массового потребления XIX века. Соответственно, украшения и росписи делались штампами, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего товарищества и даже закрепили за ней прозвище «кузнецовщина», которое применяли для обозначения безвкусных вещей.

Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской.

Лишь в 70-х годах прошлого столетия искусствоведы обратили внимание на кузнецовский фарфор, как на одну из самых характерных черт периода историзма и модерна. В дореволюционной России Товарищество Кузнецова стало своеобразным прорывом керамической промышленности. Прадед основателя в 1812 году ввел фарфоровое производство в Гжели. А Матвей Сидорович Кузнецов продолжил его дело и в сравнительно короткий срок превратил наследство в целую империю, в которую входило 8 крупнейших фабрик по производству посуды. Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской.

Чайная пара с крышкой. Около 1840 года.

Пример кузнецовского фарфора - чайная пара с крышкой, выполненная в сервском стиле около 1840 года.

Ассортимент кузнецовского товарищества был довольно разнообразен: столовые сервизы, различные фигурки, были и товары, производившиеся для восточных стран, такие как пиалы, блюда, и кальянные чаши.

Совсем недавно продукция товарищества Кузнецова завоевала сердца коллекционеров и по-настоящему вошла в моду. Русские коллекционеры, отдавая дань национальным традициям, пополняют свои коллекции яркими и праздничными образцами кузнецких фабрик.

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» (Мясницкая улица, 8).

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» по адресу Мясницкая улица, дом 8 в Москве. Построено по проекту архитектора Федора Шехтеля в 1899-1903 годах по заказу Матвея Кузнецова.

Цены на посуду Кузнецова могут варьироваться от 100 рублей до 100 долларов. Стоимость посуды Кузнецова зависит от многочисленных факторов. В первую очередь, от того, в каком количестве выпускалась та или иная вещь.

Кузнецовский фарфор Трактирная посуда, которая выпускалась массово, продается медленно и широко представлена на рынке антиквариата, средняя стоимость 200-300 рублей. В то же время редкие блюда в хорошем состоянии, без сколов и трещин в цене могут достигать 1000 евро. Средняя стоимость блюда Кузнецова в отличном состоянии от 300 до 1000 рублей. При этом большую роль играет его размер и роспись. Супницы, соусницы или масленки Кузнецова продаются тяжелее всего. Антикварные тарелки Кузнецова по стоимости зависят от тех же качеств, что и блюдо. Тарелка из трактирных сервизов стоит обычно не более 150 рублей. Если же на ней присутствует живопись, то цена уже взлетает до 1300-1500 рублей. Отдельные экземпляры могут достигать стоимости 4000 рублей.

Фарфор Кузнецова будет стоить на 20-30% дороже, но сильной разницы в цене не ощущается. Стоимость полного сервиза Кузнецова составляет максимум 30000 рублей и зависит от качества изделий и их состояния.

Пример клейма кузнецовского фарфора.Кроме того, на изделии обязательно должно быть клеймо изготовителя. Ранние марки товарищества Кузнецова чаще всего имеют виньетирование и заключены в круг, чаще всего присутствует надпись «Фабрика братьев Кузнецовых». Само клеймо обычно вдавлено и прорисовано синим или зеленым цветом. На некоторых экземплярах могут присутствовать орфографические ошибки. В период широкого производства на изделиях ставили надглазурную маркировку зеленого или голубого цвета, реже встречаются золотые и даже красные с арабской вязью. У каждого завода и фабрики товарищества имелось свое клеймо с указанием завода или места изготовления. Подробнее про клейма в одной из наших следующих статей.

lermontovgallery.ru

Кузнецовский фарфор: свойства и особенности

Фарфор — это материал, который уже на протяжении нескольких столетий известен как прочное и износостойкое сырье для изготовления посуды и предметов декора, к примеру, статуэток, иконостасов и т. д. Традиционно родиной изысканных изделий из фарфора считается Англия. Однако Россия также входит в список стран, в которых на протяжении многих лет налажено массовое производство качественного фарфора. Примером такового является кузнецовский фарфор. Такие изделия приковывают к себе внимание своей красотой, тонкой художественной работой и многими другими преимуществами.

фарфор кузнецовский

Кузнецовский фарфор

История

Фарфор, который принято называть кузнецовским, имеет интересную историю происхождения, которая началась более чем 180 лет назад. Создателями этого фарфора стала семья Кузнецовых, принадлежавшая к русскому старообрядческому роду. Яков Кузнецов, отец семейства, имел двух сыновей — Терентия и Анисима. В 1810 году этот человек основывает и открывает немасштабное производство фаянса. Завод был открыт в Подмосковье, в Гжельской волости. Эти края славились тем, что здесь массово добывалась глина для гончарного дела, что поспособствовало налаживанию производства таких видов керамики, как фарфор и фаянс.

Чтобы рассмотреть историю фарфора Кузнецовых, следует слегка забежать вперед. Основоположником производства изделий из фарфора стал крестьянин П. Куликов, который получил опыт работы на фарфоровом заводе Отто. Это позволило мастеру в 1802 году открыть собственную мастерскую по производству изделий из фарфора. После этого были открыты другие имена, которые навсегда остались в истории российского фарфора. Речь идет о Тереховых, Новых, Киселевых и, конечно же, Кузнецовых.

Однако период с 1802 по 1810 год сложно назвать успешным в истории производства российского фарфора. Изделия от гжельских умельцев имели неважное качество: глазировка откалывалась, краски быстро тускнели и т. д. Кроме того, такие предметы декора и посуда имели низкую цену, а значит, были востребованы среди крестьян. Дворяне обходили стороной гжельский фарфор, а все из-за его недостатков, которых было очень много. На все это и обратил внимание будущий основоположник элитного российского фарфора Терентий Яковлевич Кузнецов. В 1810 году он основал собственный фарфоровый завод, который за несколько десятилетий образовал фарфоровую империю, завоевавшую славу не только в Российской Империи, но и в Европе.

После смерти Терентия Кузнецова в 1812 году, то есть всего лишь через два года после основания завода, все полномочия по управлению производством фарфора переходят к его сыну Сидору. В 1818 году завод получил название Ново-Харитоновского фарфорового завода. Еще через два года Сидор Кузнецов решил расширить производство, поэтому покупает пустошь Дулево, что во Владимирской губернии. Здесь он возводит новый, более мощный завод по производству фарфора, который был введен в эксплуатацию в 1832 году. Завод был оснащен сортировочным цехом, складом и художественной мастерской, что позволяло изготавливать элитную фарфоровую посуду, а также статуэтки и другие предметы декора необычайной красоты. Продуктивность труда на предприятии достигала максимума благодаря распределению обязанностей среди рабочих.

фарфор кузнецовский

Клеймо фарфора завода Кузнецова

А еще Сидором Кузнецовым был основан рижский завод по производству фарфора. Выбор месторасположения производства был очевиден. Рижский порт способствовал существенному расширению возможностей, касающихся транспортировки сырья и готовой продукции. Кроме того, в Риге была сосредоточена крупная община старообрядцев, к которым и принадлежали Кузнецовы.

В 1851 году Кузнецовы арендовали, а позже выкупили фарфоровое производство имени Сафонова в соседнем с Дулево селе. Это позволило предпринимателям усовершенствовать технику изготовления посуды из фарфора, которая расписывалась износостойкими красками. Несмотря на массовый запуск производств, Ново-Харитоновский завод также с успехом функционировал.

Стоит отметить, что следующие поколения Кузнецовых также сделали огромный вклад в развитие производства фарфора, но на протяжении всей его истории семейство заручалось поддержкой старообрядцев.

Особенности фарфора

Фарфор Кузнецова — это одна из визитных карточек России, которая отображает историко-культурное наследие страны. Ныне фарфор и фаянс под этой маркой производится на ЗАО с одноименным названием. Продукция завода с 1997 года относится к изделиям традиционных народных художественных промыслов. Из года в год предприятие получает объемные заказы от частных лиц и организаций, среди которых числится Администрация Президента РФ, Минобороны РФ, мэрия Москвы и т. д.

Весь фарфор кузнецовского завода по сегодняшний день изготавливается вручную, причем в единственном экземпляре. Это позволяет мастерам вложить максимум стараний и души в каждое изделие: тарелку, чашку, кубок, статуэтку, сервиз и многое другое. Высокое качество того или иного творения мастеров, трудящихся на «Кузнецовском фарфоре», подтверждено сертификатами.

Многие почитатели фарфора отдают свое предпочтение изделиям от мастеров «Кузнецовского фарфора», ведь они сочетают в себе красоту, износостойкость, прочность и другие преимущества, характерные для высококачественной керамики. Такой фарфор не только украсит дом, но и послужит отличным подарком для друзей и близких. А также эти изделия популярны среди собирателей антиквариата и фарфора, которые пополняют свои коллекции масленками, статуэтками, шкатулками, изготовленными из кузнецовского фарфора. Кроме того, изделия от «Кузнецовского фарфора» имеют доступную цену.

Отдельного внимания заслуживают клейма, которые проставляются на изделиях, изготовленных фарфоровыми заводами Кузнецова. Существует большое количество клейм, по которым и можно определить подлинность изделий. Весь перечень клейм можно найти в справочниках или в интернете. Все марки (клейма) можно разделить на несколько групп:

  1. Марки раннего периода кузнецовского фарфора.
  2. Марки дулевского завода.
  3. Марки завода в деревне Короткой.
  4. Марки рижского завода.
  5. Марки тверского завода.
  6. Марки будянского завода.
  7. Марки дмитровского завода.
  8. Марка рыбинского завода и т. д.

К слову, предприятие изготавливает не только посуду и предметы декора, но также иконостасы, причем такая традиция существует еще со времен Ново-Харитоновского фарфорового завода.

Купить кузнецовский фаянс и фарфор можно в крупных специализированных магазинах или в интернет-магазине, принадлежащем предприятию-производителю. А также такие изделия продаются частными лицами по объявлениям.

dedpodaril.com

Антикварный салон «СОВ-АРТ» — антиквариат, живопись, скульптуры, фарфор.

Больше всех преуспели в фарфоровом и фаянсовом производстве в России последней трети XIX века промышленники Кузнецовы.

В России конца XIX — начала XX веков заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в Риге, Дулево, Новгороде, Вербилках и другие были основными производителями относительно недорогого фарфора для широкого потребителя. Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый промышленник — поставлял фарфор по всей России. Он не просто продолжил дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень — значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями фарфора. Основал «семейное дело» прадед Матвея Сидоровича — Яков Васильевич Кузнецов — деревенский кузнец. Крестьяне приезжали к нему подковать коня, купить ось к телеге, косу, топор, грабли... Проезжие порой останавливались на ночлег — тоже «статья дохода». Чего только не болтали злые языки, когда Яков Кузнецов начал ставить сруб на берегу реки Дорки, почти у самого края деревни Гжель: ограбил, мол, и убил постояльца — богатого купца... Вскоре к дому начали подъезжать подводы с глиной, кварцем, шпатом: в 1810 году это был уже небольшой кустарный фарфоровый заводик. Два года спустя его возглавил сын Якова — Терентий. Решив расширить отцовское производство, он построил новый завод — в Дулево Владимирской губернии. В 1832 году производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской было введено в действие. На этом предприимчивый хозяин не остановился: неподалеку, в селе Коротково, находилось отлично налаженное фарфоровое производство А.Г. Сафонова. Его живописцы знали особый рецепт приготовления ярких керамических красок и фарфоровой массы, искусно расписывали изделия способом крытья — синим, розовым, желтым, малиновым кобальтом, бархатным, сочным. Для отделки дорогой посуды использовали золото, гравировали агатом. В причудливом орнаменте «читалась» каждая деталь. Терентий Кузнецов во что бы то ни стало решил купить этот завод и добился своего. Сначала в 1851 году арендовал, а позже стал его полноправным владельцем. Сын Терентия — Сидор, приняв от отца бразды правления, закрыл производство в Коротково, а талантливых мастеров перевел на свой завод в Дулево. До этого, еще 1843 году, он основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. Опытные мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. Фарфоровое производство росло, принося немалые доходы. Своему сыну Матвею Сидор Терентьевич с раннего детства старался привить деловую жилку, воспитывал в нем твердость характера, терпение, упорство в достижении цели. Образование Матвей получил домашнее, а в 1861 году — в 15 лет — по воле отца отправился в Ригу. Управляющий познакомил его не только со всеми премудростями изготовления фарфора, но учил и тому, каким должен быть хозяин производства. В Риге Матвей закончил коммерческое училище; по распоряжению правительства принимал участие в разработке тарифов для железнодорожного транспорта и таможенных пошлин. В 1864 году пришел его час возглавить «кузнецовское дело». В 18 лет Матвей становится единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых. Правда, официально он находился под опекой мужей своих сестер до совершеннолетия — 21 года, что не помешало ему в 19 обзавестись собственной семьей. Год от года она росла: наследников у Матвея Кузнецова было восемь — семеро сыновей и дочь. Матвей Кузнецов поставил себе цель — создать монополию всех частных фарфоровых заводов России — и всю жизнь шел к ней. В Тверской губернии, в селе Кузнецово (ныне Конаково), находился завод, принадлежащий А.Я. Ауэрбаху, — один из лучших в стране. Его основал аптекарь из Богемии Фридрих Бриннер, а в 1810 году продал Ауэрбаху — лифляндскому провизору, который перевел завод в Кузнецово. Здесь создавались уникальной красоты вещи — особенно столовые приборы, отделанные гирляндами цветов и листьев. О размахе предприятия можно судить по тому факту, что над сервизом для императорского путевого дворца в Твери трудилось 7 тысяч человек! Изделия завода были отмечены тремя золотыми медалями на различных выставках; дважды завод получал право изображать на них Государственный герб, что считалось высшей наградой. В 1870 году Матвей Кузнецов покупает завод А.Я. Ауэрбаха, проводит его реконструкцию, техническое переустройство, устанавливает три паровых котла, паровые машины, почти вдвое увеличивает число рабочих. Имея такую производственную базу и мастеров высочайшего класса, завод выпускал майолику, фарфор, фаянс, полуфаянс высшего качества, неизменно получая награды на выставках и заказы от частных лиц. Ко второй половине XIX века М.С. Кузнецов стал крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса, майолики и других видов изделий на мировом рынке; имел 18 предприятий в Российской империи, среди них 8 фабрик, заводы в Дулево, Кузнецово, Будах Харьковской губернии, селе Елавлянке Черниговской губернии, в деревне Песочная Калужской губернии. В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве. Но его хозяин не собирался «почивать на лаврах»: не давал покоя знаменитый завод Гарднера — лучшее фарфоровое предприятие России. В конце XIX века оно вдруг начало испытывать финансовые трудности. Ходили слухи, что разориться предприятию «помог» Кузнецов. Другого объяснения тому, что завод с мировой славой, не знавший кризисов, неожиданно оказался в столь плачевном положении, многие не находили. Так или иначе, в апреле 1892 года М.С. Кузнецов заключил торговую сделку с последней владелицей завода, Елизаветой Николаевной Гарднер, на 238 тысяч рублей и 300 десятин земли. Отдельно за 5 тысяч были куплены все фабричные модели, формы, рисунки, образцы. Особый договор подтверждал право нового хозяина ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и фирменный знак завода «Гарднер», его награды и медали. Отныне слава Гарднера принадлежала Кузнецову, ставшему-таки монополистом частного фарфора! «Фарфоровый магнат» Кузнецов попытался конкурировать и с Императорским фарфоровым заводом. Из Петербурга в Дулево приехало много мастеров-живописцев, но соединить «вольную» роспись народных умельцев и строгую гамму классики не удалось. Каждый стиль был хорош по-своему и развивался самостоятельно. Ежегодно заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпускали продукцию более чем на 7 тысяч рублей — две трети всего производства отрасли в России. Славились не только отменный кузнецовский фарфор, фаянс, опаловая столовая и чайная посуда, но и терракотовые фигурки, вазы, великолепные изразцы для печей, расписанные со строгим соблюдением стиля древнерусских рисунков... Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых центров в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве; торговал на двенадцати российских ярмарках, а также в Персии, Турции и на Балканах. Так называемый «восточный товар» преобладал в продукции «Товарищества М.С. Кузнецова» — выпускался бывшим гарднеровским и гжельским заводами. На восточном рынке продавался обычный для России ассортимент посуды — чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения — пиалы, блюда для плова, кальяны и многое другое. «Кашгарская печать», освоенная на заводах «Товарищества М.С. Кузнецова», вытеснила с рынков Персии, Афганистана, Монголии и других азиатских стран фарфор из Германии, Франции, Англии. Среди предприятий М.С. Кузнецова крупнейшим был Дулевский завод. К началу ХХ века здесь работало более 2300 человек, действовало 8 печей для обжига посуды, три паровые машины мощностью 530 лошадиных сил, 20 муфельных печей. Когда неподалеку от завода проложили Нижегородскую железную дорогу, производство получило дополнительные выгоды. Продукция Дулево считалась одной из лучших в Европе во многом благодаря использованию сырья высшего качества и его специальной обработке. На первый взгляд, секрет был прост: глину в течение года хранили в подвалах массозаготовочного цеха, не употребляя — «летовали». За это время она становилась пластичней. Существенным было и применение лишь сухого, выдержанного топлива: использовали только торф, добытый до 20 июля. Остальной считался непригодным для производства фарфора, поскольку не хватало времени высушить его до кондиционной влажности. Но, конечно же, главным, что делало изделия «Товарищества М.С. Кузнецова» столь великолепными, — была высочайшая квалификация мастеров его заводов — их талант и золотые руки. Живописцы Гжели традиционно расписывали посуду кобальтом, украшая ее крупным розаном, реже — мелкими цветочками. Эту манеру росписи переняли и мастера Дулево, но их «розан» был розово-пурпурным. В 40—50-х годах на заводе появилось много мастериц, занимавшихся росписью. Имя Агафья было самым распространенным среди них; «агашками» называли и их рисунки — трогательные, наивные, но очень живые и яркие, сразу бросающиеся в глаза. Позднее в Дулево появилась разновидность этого стиля — «трактирный», тоже яркий, броский, но более декоративный, напоминавший красивую игрушку.

Кузнецов зорко cледил за фарфоровой продукцией на мировом рынке, стремясь внедрить на своих заводах все последние достижения. В 1910 году французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с толстыми стенками. Кузнецов тут же купил эти машины и установил в Дулево, а затем в Гжели. В 80-е годы в Западной Европе стало модным украшать фарфор переводными рисунками способом декалькомании — многоцветной печати, полностью имитирующей ручную роспись. «Декалько» успешно заменяло живописцев. В 1900-е годы в Дулево было налажено производство собственных переводных рисунков 900 разновидностей, но краски казались недостаточно яркими, и многоцветная деколь дорабатывалась вручную. Сюжеты для рисунков деколей напоминали росписи фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом и другой краской. Художники аэрографом по надглазурной росписи тонировали изделия цветным фоном, на который затем наклеивали деколи с цветочными орнаментами. Модными были в то время нежные тона: голубой, розовый, сиреневый, желтый.

Основными покупателями продукции Кузнецовских заводов на российском рынке были крестьяне — их привлекал товар дешевый и неяркий, а также горожане, охотно раскупавшие по средней цене кузнецовскую посуду, по росписи похожую на дорогую «дворянскую». Матвей Сидорович уделял большое внимание изучению покупательского спроса. Новые рисунки разрабатывались на его заводах с учетом вкуса определенных кругов потребителей, учитывалось и эмоциональное воздействие цветового решения росписей. Он приглашал для работы знаменитых русских живописцев. Известно, что на фабрике Кузнецова, хотя и недолго, работал М.А. Врубель, создав эскиз росписи декоративного блюда по мотивам «Садко». В 1912 году — к 100-летию победы России в Отечественной войне 1812 года — заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпустили тарелки, сервизы, чашки, блюда с изображением сцен из истории Отечественной войны, богато украшенные золотым штампованным орнаментом, деколи для которых были сделаны в Германии. В 1913 году на заводе в Дулево работало более трех тысяч человек; выпускалось почти 20 тысяч изделий на сумму около 1 750 000 рублей. «Товарищество М.С. Кузнецова» во многом благодаря коммерческому таланту Матвея Сидоровича, его предприимчивости, исключительной изобретательности в решении деловых вопросов процветало. После участия в Московской политехнической выставке в 1872 году и в промышленной выставке в Нижнем Новгороде он получил право ставить на своих изделиях Государственный герб. Росла и мировая слава. Свидетельство тому — золотые медали на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах, «Гран-при» на выставке в Реймсе в 1903-м и Льеже в 1905-м. За заслуги перед Отечеством и обществом М.С. Кузнецов был награжден орденами Станислава и Владимира двух степеней, святой Анны, а также орденом Бухарской звезды, французского Кавалерийского креста и орденом Почетного легиона. Он состоял членом многих благотворительных учреждений, был гласным московской городской думы и выборным московского Биржевого общества и, конечно же, как лучший из лучших в своей отрасли имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Клейма завода

Предметы завода

Россия конец 19 - начало 20 вв 12 500 ₽ хорошее Чайная пара "Голубые цветы с золотым орнаментом", ФЗ Кузнецова №6657Чайная пара "Голубые цветы с золотым орнаментом", ФЗ Кузнецова Россия не известен продано отличное Скульптура "Бондарь" №138Скульптура "Бондарь" Россия нач. хх 20 в. продано отличное Сухарница " Полотенце" №1871Сухарница " Полотенце" Россия конец 19 - начало 20 вв 7 500 ₽ отличное Набор чайный "Незабудки" ФЗ Кузнецовых №9424Набор чайный "Незабудки" ФЗ Кузнецовых Россия нач. хх в. продано отличное Тарелка декоративная "Букет" №995Тарелка декоративная "Букет" Россия конец 19 - начало 20 вв продано отличное Молочник №4940Молочник Россия нач хх в продано отличное Тарелка декоративная "Роза" №1812Тарелка декоративная "Роза" Россия Конец 19 века- начало 20-го века 6 500 ₽ отличное Ваза для фруктов №9425Ваза для фруктов Россия Конец 19-го, начало 20-го века 90 000 ₽ хорошее Пасхальная композиция "Ангелочек" №7433Пасхальная композиция "Ангелочек" Россия конец 19- начало 20 вв продано отличное Бокал с крышкой и блюдцем №6433Бокал с крышкой и блюдцем Россия 1892-1917 гг продано отличное Чайная пара в виде пенька №8885Чайная пара в виде пенька Россия нач 20 в продано отличное Тарелка "Хлеб-соль" №1380Тарелка "Хлеб-соль" Россия конец 19 - начало 20 вв 12 500 ₽ отличное Чайная пара с флористическим узором на розовом фоне ФЗ Кузнецова №6661Чайная пара с флористическим узором на розовом фоне ФЗ Кузнецова Россия Конец XIX века продано хорошее Скульптура "Петух" №1241Скульптура "Петух" Россия Конец 19-го - начало 20-го века продано хорошее Скульптура "Девушка у фонтана" №1237Скульптура "Девушка у фонтана" Россия конец 19 - начало 20 вв продано хорошее Чашка с крышкой "Цветы" №8936Чашка с крышкой "Цветы" Россия 1890-е гг. продано хорошее Ваза №957Ваза Россия продано хорошее Кашпо №1333Кашпо Россия конец 19 -начало 20 вв продано хорошее Кашпо в стиле модерн ФЗ Кузнецовых №8219Кашпо в стиле модерн ФЗ Кузнецовых Россия конец 19 в. продано хорошее Масленка "Барашек" №391Масленка "Барашек"

www.sov-art.net.ru


Смотрите также