Проект "Национальная кухня народов Севера". Блюда северных народов


Какая еда северных народов опасна для других — Рамблер/субботний

Суровые природные условия крайнего Севера Евразии и Америки выработали у коренных народов совершенно своеобразную кухню. Она характеризуется исключительно высоким содержанием животных жиров и белков в рационе, почти полным отсутствием клетчатки и молочных продуктов. Есть и весьма экзотические блюда. Всем хорошо известна строганина — сильно замороженная рыба, которая строгается ножом на небольшие ломтики. Но это-то как раз то северное кушанье, на которое есть много охотников и среди русских. Правда, многие предпочитают эту строганину обжаривать.

Олень-кормилец

Северный одомашненный олень — главный кормилец северных народов. От оленя идёт в пищу буквально всё, не только мясо, печень, почки, сердце, лёгкие и костный мозг. Северные народы едят также головной мозг оленя, глаза, уши, молодые рога (панты)… Оленину предпочитают парную — сырую, только что зарезанного оленя, ещё тёплую. Это пристрастие обще для ненцев, ханты, чукчей, да практически для всех народов, у которых разведение северного оленя это основа хозяйства.

Приготовляют северные народы и такие части оленя, которые вряд ли станут добровольно есть люди других национальностей, разве только если будут помирать с голоду. Одним из деликатесных национальных блюд чукчей, коряков и эскимосов является каныга. Это полупереваренное содержимое желудка только что забитого оленя. Его едят ложками, как кашу, сдабривая для вкуса свежей тундровой ягодой — шикшей, голубикой, брусникой, морошкой.

Из этого содержимого в те сезоны, когда олень питается почти исключительно ягелем, чукчи приготавливают также опангу. Она напоминает густой суп. В опанге к полупереваренному ягелю из оленьего желудка добавляются его кровь, жир (иногда используется моржовый жир) и рубленые кишки.

Весной, когда олени питаются свежей зелёной травой, чукчи, ненцы и другие народы тундры употребляют в пищу их свежий кал. Олений кал смешивается с травами и рубленой оленьей печенью. Печень перед этим должна хорошенько протухнуть.

Человек питается… паразитами

Кожный овод — злейший паразит северного оленя. Появляется он в разгар короткого тундрового лета, нападает на оленей, откладывая им под кожу яйца, из которых развиваются личинки. Оленеводы мстят за это оводу по-своему. К тому же личинки овода — тоже животный белок, ценный в пищевом отношении. Созревшие личинки овода достигают трёх сантиметров в длину при толщине до полутора сантиметров. Если олень истощён от этих паразитов, тем более погиб, то… Одно мясо заменяет другое.

Большинство народов Севера ест личинок овода в сыром виде. Чукчи предпочитают их жарить, как делает это большинство индейцев Канады. В жареном виде, уверяют они, личинки овода замечательно вкусны.

Согласно одному из сообщений начала ХХ века, чукчи употребляли также… собственных вшей. Это же засвидетельствовано для этого времени путешественником В. К. Арсеньевым у удэгейцев Дальнего Востока. Разумеется, в данном случае речь не шла о целенаправленном сборе с себя паразитических насекомых. Обнаруживая их, аборигены не давили и выбрасывали, а съедали их.

Смертельная копанина

Всё вышесказанное представляет собой просто экзотику, однако, при всех неприятных для других людей вкусовых и прочих качествах данных продуктов, не грозит отравлениями с летальным исходом. Последнее относится уже к другого рода еде — «тундровым консервам».

Эта история описана Андреем Ломачинским в «Рассказах судмедэксперта». Вертолёт с командой военных топографов и ненцем-проводником потерпел крушение на Таймыре. Все шесть человек выжили в аварии, но остались без продовольствия, без средств связи, с двумя единицами тёплых вещей. На сотни километров вокруг — безлюдная тундра. Понятно, что, потеряв с ними связь, на их поиски уже выслали другие вертолёты. Но когда их найдут?

Питаясь только грибами да ягодами, долго не проживёшь. На третье утро местный предложил найти копальхем — дар Духа Большого Оленя. Что это такое, топографы не вникли, но одобрили идею ненца отправиться на его поиски. В самом деле, какая разница умирающему от голода человеку, что съесть? Вечером ненец пришёл в лагерь тундровых робинзонов и принёс с собой отрезанную полуразложившуюся ногу оленя. Несмотря на отвратительный запах, неприятный вкус и непривычную студёнистую консистенцию, топографы поели. Сперва они почувствовали приятную сытость и легли спать у костра.

Ночью у всех проявились симптомы сильнейшего отравления, и к утру трое из пятерых топографов умерли. Двое других находились без сознания. После того, как их на следующий день обнаружила поисковая партия, спасти удалось только одного, другой также умер, уже в больнице. Самое удивительное, что ненец, съевший больше всех этого копальхема, не обнаруживал ни малейших симптомов недомогания.

Копальхем (копальхен), или копанина, как её иногда называют русские, это оставленный гнить в болоте труп специально подготовленного оленя. Время от времени северные народы приносят вожака оленьего стада в жертву духам. Оленю сперва два дня не позволяют есть, чтобы у него очистился кишечник, затем отводят к болоту, душат арканом так, чтобы не повредить шкуру, погружают в болото, присыпают сверху торфом и оставляют на сколь угодно долгое время. Место отмечают какими-нибудь вешками.

Таких «консервов», многие из которых были заготовлены ещё десятки и даже сотни лет назад, в тундре разбросано множество. Они нередко, как в описанном случае, служили для местных источником пропитания, если тем приходилось заблудиться в тундре. При температуре болотной воды в тундре, близкой к нулю, процесс гниения туши происходит очень медленно и своеобразно. Бактериям туда почти нет доступа, мясо же и жир переходят в состояние, для которого придуман термин «жировоск». При распаде органических тканей в трупе накапливается огромное количество трупных ядов, самым опасным из которых является нейротоксичный нейрин. Его летальная доза для человека (не северных народностей) составляет 11 миллиграмм на килограмм веса.

Почему же аборигены Севера питаются копальхемом без вреда для себя? Откуда у них такая толерантность к трупному яду? Этот вопрос ещё досконально не изучен. Обычно предполагают, что главную роль играет постепенная выработка толерантности к этим ядам через употребление их в небольших дозах начиная с младенческого возраста. Однако не исключено, что предрасположенность тут — генетическая.

Подобным же образом — гнилостное ферментирование мяса под прессом — приготовляется копальхем также у чукчей, хантов, нганасан, энцев и эскимосов. Эскимосы ещё готовят похожий на него кивиак. В шкуру тюленя с невычищенными кишками помешают несколько сотен забитых, не ощипанных и не потрошённых чистиковых птиц (кайр, топорков и т.п.), выпускают из шкуры воздух, заклеивают её салом и закапывают в землю. Сверху приваливают большой камень и оставляют так на год-полтора. За это время ферменты, содержащиеся в трупах птиц, успевают разложить тюленьи кишки. Уверяют, что кивиак не столь токсичен, как копальхем.

Но и некоторая наша еда порой опасна для северных народов. Рассказывают, что известного советского нанайского певца Кола Бельды однажды едва выходили после того, как он поел в гостях салата из свежей зелени и огурцов.

weekend.rambler.ru

Необычная еда северных народов России.

Кухня этих народов формировалась тысячилетиями, и вегетарианцев там нет и никогда не будет.Копальхен.

Копальхен - (копальхем, копальхын, копальгын, копальха, игунак) - деликатесное блюдо нганасан, чукчей и эскимосов.Изготовляется из свежего мяса ферментированием под прессом. Из-за образования в процессе приготовления трупного яда смертельно опасно для представителей большинства других народностей.Копальхен готовят из моржа, тюленя, оленя (ненецкий, чукотский, эвенкийский вариант), утки (гренландский вариант), кита (эскимосский вариант.Для приготовления оленьего копальхена нужен крупный, жирный и здоровый олень. Несколько дней не кормить его (чтобы очистить кишечник), затем задушить, не повреждая шкуры. После этого труп погружается в болото и присыпается торфом, закладывается ветками и камнями, и оставляется на несколько месяцев. По истечении срока труп извлекается и употребляется в пищу.Более распространённый вариант изготовляется из моржа или тюленя: животное умерщвляют, охлаждают в воде, помещают в шкуру, откуда затем выпускают воздух, и зарывают под прессом из гравия на линии прибоя. Через несколько месяцев труп извлекается и употребляется в пищу. Обычно охота на моржа ведётся летом, а готовый игунак выкапывают в декабре.Также про квашеное мясо моржа пишут вот что: при свежевании моржа отделяют большие куски мяса с подкожным жиром и кожей (пластины размером почти метр на метр, весом до 70-80 кг. Затем каждый кусок с внутренней стороны пересыпают смесью трав и лишайников, сворачивают в рулон, соединяя края. Подготовленные куски складывают в специальные ямы, стенки которых обложены камнями. Ямы сделаны в вечной мерзлоте, поэтому температура в них низкая, но все же не настолько, чтобы мясо стало мерзлым. Оно не гниет, однако в нем образуются некоторые микроорганизмы, которые постепенно изменяют его состав, обогащают витаминами. Созревшее мясо приобретает специфический вкус и запах.Мороженый копальхен режется тонкими ломтиками, которые сворачиваются в трубочки. Трубочки макают в соль и заедают сырыми лёгкими только что забитого оленя.Последствия для неподготовленного человека:При употреблении копальхена любой человек, если только он не питается им с детства, получает сильнейшее отравление, которое при отсутствии своевременной медицинской помощи может закончиться летальным исходом. Гнилое мясо в довольно большом количестве содержит трупный яд - кадаверин, путресцин и нейрин.Они в числе прочих веществ, образующихся при разложении, ответственны за неприятный запах продукта, а также - токсичны, в особенности нейрин. Действие нейрина на организм сравнимо с действием мускарина и фосфорорганических веществ, то есть появляется обильное слюнотечение, бронхорея, рвота, понос, судороги и в большинстве случаев смерть от сильного отравления.Кивиак.Кивиак (Kiviak) - праздничное блюдо: в шкуру тюленя помещают около 400 чистиков (не потрошёнными), выпускают из шкуры воздух, запечатывают её салом и помещают в землю под пресс (камень) на 3-18 месяцев. Этого периода достаточно чтобы птицы разложились внутри и их ферменты успели переработать тюленьи кишки.Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу в сыром виде. Выкопанный кивиак, рекомендуют употреблять на свежем воздухе, так как блюдо имеет сильный специфический запах. На вкус кивиак напоминает острый слишком состарившийся сыр.Кисло - соленая рыба печорского засола.Свежую, только что пойманную рыбу слегка подсаливают, складывают в бочки и оставляют при теплой погоде на солнце. Внимание! Только в том случае, если засол делается в холодное время года, то бочки с рыбой вносят в теплую избу. Рыба стоит в избе до тех пор, пока не закисает и не приобретает специфический запах. При таком способе засола рыба становится совсем мягкой и мясо ее легко отделяется от костей. В том случае, если квасить недолго, рыба сохраняет свою форму. При долгом квашении получается студенистая кисловатая масса, которую едят ложками как кашу. Она и используется как приправа к кашам и картофелю, в нее макают хлеб. Схожий способ засаливания рыбы известен и карелам. Как и всякий квашеный продукт, приготовленная таким образом рыба пахнет столь сильно и остро, что лишь немногие, за исключением местных жителей, считающих это блюдо деликатесом, в состоянии ее есть.Гусь с душком.Долганы готовят с душком и птицу, в частности гусей. Приготовленную тушку гуся они кладут в мешок из гагачьей кожи, плотно зашивают и опускают в яму - погреб, вырытую в вечной мерзлоте. В естественном холодильнике гуси 2-3 месяца остаются. За этот срок мясо гуся приобретает не только специфический запах, но и становится мягче, нежнее. Из него варят суп, готовят жаркое.Олени.У оленей представители малых народов едят вообще все, что только можно - молодые рога (панты), костный мозг, сырое и обработанное (в том числе скисшее) мясо, кровь, печень, легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы. Разве что шкуру не едят, хотя и ее используют в дело."Время, когда бьют оленя, составляет в семействе остяка праздник и возбуждает особенное удовольствие во всех членах. Тут, в самом деле, открывается кровавое пиршество. Вокруг оленя, заколотого так, что вся кровь его остается в его внутренности, ободранного и вскрытого, толпится все семейство, старый и малый; с ножами в руках, все с жадностью вырезают и едят теплое мясо, обмакивая обыкновенно в дымящуюся кровь или запивая его.Нужно притом удивляться, с каким непостижимым искусством они отрезают ножом около самого своего рта вверх к носу куски мяса, захваченного зубами; и так быстро и ловко, что со стороны кажется, что непременно заденет за нос. Мясо глотают они кусками, почти не жевавши, и трудно представить себе, сколько каждый из них может съесть его".Можно подумать, что люди так быстро едят из-за жадности. Но дело тут не совсем в ней.Только в том случае, если употреблять оленину в пищу сырой, то ее действительно необходимо есть тотчас же - "Парной". Выражение "Парное Мясо", принятое в русском языке, в данном случае очень уместно, так как означает, что от мяса идет пар, настолько оно еще теплое и свежее. В этот момент оно имеет совершенно особую нежную консистенцию и вкус, обладает многими полезными свойствами.Все народы севера знают, что мясо и еще теплая кровь только что забитого оленя не только быстро насыщают, но и возвращают силы после болезни, длительных голодовок и усталости. Коми-зыряне убеждены, что свежая кровь может исцелить даже больного туберкулезом человека. Ее пьют большими глотками, обмакивают в нее кусочки мяса и ливера - печени и почек. Оленеводы - ханты, ненцы, эвенки - порой пили горячую кровь прямо из шейной вены оленя или смешивали кровь с оленьим молоком.Остывая, Оленина теряет нежную консистенцию и вкус почти мгновенно. Вот почему вокруг туши собираются дети и взрослые, сразу и разделывают, и поедают мясо. Ханты и манси сырыми съедают в первую очередь ломтики мяса с ляжек, печень, легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы оленя, обмакивая их в свежую кровь.Каныга с ягодой.Это экзотическое северное блюдо считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Особенно оно популярно у чукчей, Коряков, индейцев, эскимосов. Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками, листвой кустарников, зелеными и зимне - зелеными травами, грибами, если они есть. Данные корма служат для оленей основным источником углеводов, белков, жиров, витаминов, макро - и микроэлементов.Каныга - это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой - голубикой, шикшей, брусникой в произвольной пропорции.У русского человека, возможно, эта пища ни запахом, ни вкусом не получит должной оценки. Однако у аборигена запах каныги вызывает восторг и аппетит. Данная пища лучшему перевариванию и усвоению жирной мясной пищи способствует. При этом организм аборигена дополнительно обогащается витаминами, макро - и микроэлементами.

Ещё читайте статьи об основах здорового питания http://zdorovoe-pitanie.ru-best.com/novosti-po-zdorovomu-pitaniyu/osnovy...

zdorovaya-eda.com

Проект "Национальная кухня народов Севера"

hello_html_m20997539.gif

Приложение 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей – интернат № 3

«Технологии традиционных промыслов народов Севера»

проект

«ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»

hello_html_m55ed49ac.gifhello_html_m55ed49ac.gifhello_html_5d0f11c8.jpg

г. Поронайск

2014

hello_html_5c817395.gif

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:

Коренные народы Севера. Всего три слова. А за ними – исторический путь и судьба народов. Обучающиеся нашего лицея-интерната №3 – их прямые потомки, а значит, и наследники традиций.

Чтобы иметь крепкое будущее, необходимо знать свои корни, традиции и обычаи, которые были заложены дедами и прадедами. Сохранить эти традиции сможем, применяя и используя их в нашей жизни.

В лицее-интернате мы изучаем традиции и культуру народов Севера: занимаемся в секции по национальному многоборью, изучаем национально-прикладное искусство, литературу народов Севера, родной язык (уильта), принимаем участие в национальных праздниках коренных народов Севера.

Ежегодно в нашем городе проходит праздник – обряд «Кормление духа Хозяина моря», где хозяйки из числа коренных народов Севера выставляют на конкурс свои национальные блюда. Мы видим, каким спросом и популярностью пользуются эти блюда не только у народов Севера, но и у всех присутствующих на празднике.

И мы заинтересовались, а действительно ли эти блюда так вкусны и полезны? Поэтому мы решили исследовать блюда национальной кухни народов Севера. А для этого мы должны узнать, из каких ингредиентов состоят эти блюда, и какими целебными свойствами они обладают.

Проблема исследования:изучение блюд коренных народов Севера и технологии их приготовления.

Объект исследования: блюда коренных народов Севера.

Предмет исследования: различные кулинарные рецепты приготовления блюд коренных народов Севера.

Цель:познакомиться с национальными блюдами коренных народов Севера, изучить ингредиенты этих блюд и их целебные свойства.

Задачи:

  • узнать историю возникновения блюд коренных народов Севера;

  • изучить виды блюд коренных народов Севера;

  • определить полезные свойства блюд коренных народов Севера;

  • создать сборник рецептов национальных блюд коренных народов Севера.

Гипотеза: Мы предполагаем, что из-за сурового климата Сахалина человек подвергался тяжелым испытаниям. При таком климате люди искали способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание своей пище. Поэтому с древнейших времен приготовление пищи было не столько удовольствием, сколько жизненной необходимостью.

Методы исследования: анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, анализ ресурсов Интернет - сети, анализ источников и литературы, сравнение, описание, работа со справочным материалом.

Мы считаем, что наш проект может иметь полезную практическую значимость, потому что содержит много информации о здоровой и полезной пище коренных народов Севера. Можно этими знаниями поделиться с учениками других школ и, возможно, что кто-то заинтересуется этой темой и решит продолжить начатую нами работу.

План исследования:

  1. Провести опрос обучающихся, родителей, педагогов.

  2. Изучить литературу и Интернет ресурсы.

  3. Посетить лицейский музей.

  4. Посетить лицейскую библиотеку.

  5. Проанализировать собранную информацию.

  6. Оформить исследовательскую работу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Опрос обучающихся, родителей, педагогов и его результаты.

Мы вместе с классным руководителем Еленой Юрьевной составили анкету «Что вы знаете о национальных блюдах коренных народов Севера?». В ней были такие вопросы:

  • Знаете ли вы блюда коренных народов Севера?

  • Названия каких блюд вам известны?

  • Можете ли вы поделиться рецептами национальных блюд?

  • Знаете ли вы историю этих блюд?

  • Принимали ли вы участие в конкурсе приготовления национальных блюд коренных народов Севера?

Анализ анкет показал, что национальные блюда коренных народов Севера знают 95% опрошенных, но поделиться рецептами приготовления этих блюд могут всего лишь 10%. Среди тех, кто знает много рецептов и может поделиться ими – это Минато Сирюко и Джаббарова Надежда Владимировна. Они так же являются и участниками конкурса приготовления национальных блюд во время проведения традиционных праздников коренных народов Севера. (Приложение 1)

Во время опроса мы также узнали и о том, что жительница нашего города Тумали Галина Владимировна заняла II место в конкурсе «Национальная кухня» на IX Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера 2014», которая проходила в Москве. (Приложение 2)

Среди наиболее понравившихся блюд были выделены: ритуальное блюдо «Мос», салат «Соли», десерт «Теви ром». (Приложение 3)

Поэтому в своей работе мы решили остановиться именно на этих блюдах.

  1. По страницам истории

Первое, что мы решили узнать – это историю национальных блюд коренных народов Севера. Для этого мы посетили библиотеку лицея – интерната, побеседовали с Минато Сирюко, а также воспользовались Интернет ресурсами. (Приложение 4)

Проанализировав полученный материал, мы узнали, что блюдо МОС с давних времен использовалось нивхами как ритуальное блюдо для угощения духов леса, воды, огня и земли. (Приложение 5)

Дважды в год устраивались большие ритуальные праздники «кормления» воды: весной во время вскрытия реки и морских побережий ото льда и глубокой осенью перед самым становлением льда на реках и на море. Люди тщательно и серьезно подходили к этому празднику, готовили ритуальные блюда: мос, юколу, табак, съедобные травы и т.д. Всю еду клали в специальные блюда в форме рыб разных пород, морских зверей, водоплавающих, птицы-гагары. Каждая семейно-родовая группа на своем берегу устраивала «кормление», бросая в воду пищу из этой посуды. Оставшуюся еду и посуду уносили домой, и каждого члена семьи обязательно угощали ритуальной едой. Ритуальную посуду хранили старейшие нивхи в амбарах. Ее использовали только на празднике «кормления» воды.

Так же приготовление этого блюда тесно связано с ритуалом приглашения в дом его духа-хозяина — Тыв ыза и зажжения домашнего очага. Для того чтобы дух поселился в доме, нивхи-домочадцы устраивали ему жертвоприношения. С этой целью по окончании строительства жилища готовили «пищу богов» — мос (ритуальное блюдо, основной компонент которого — рыбья кожа), ягоду, кашу из риса или пшена, а также варево из рыбы линька или головы кеты и многие другие угощения. Для этого рылись три ямки и туда укладывали жертвенный мос и другие ритуальные блюда, предварительно завернутые в инау (священные стружки).

Еще мы узнали, что кроме охоты и рыболовства, подсобное значение в хозяйстве нивхов имел сбор дикорастущих растений, корнеплодов, кореньев. Поэтому характерной особенностью нивхской кухни является обилие и разнообразие рыбно-ягодных продуктов, используемых для приготовления блюд. Из даров леса и болот нивхи готовили излюбленные лакомства: вызх, алс, муви, тукс орлак, пырк орлак, теви ром (вкусный лакомый шиповник). Эти блюда готовили не только во время праздников и обрядов, но и как традиционный вкусный и питательный десерт.

Из беседы с Минато Людмилой Хомовной нам стало известно, что традиционным блюдом уильтинской кухни является салат «Соли», который готовили только во время проведения праздников для угощения гостей. Попробовать это лакомство мы смогли во время прохождения в нашем городе праздника – обряда «Кормление духа Хозяина моря».

А еще мы пригласили Людмилу Хомовну на внеклассное мероприятие «О вкусной и здоровой пище» и она научила нас готовить «Теви ром» и салат «Соли». Мы смогли не только сами приготовить эти лакомства, но и угостить ими ребят нашего класса. (Приложение 6)

Таким образом, мы убедились, что национальные блюда коренных народов Севера с давних времен готовились не только для проведения ритуальных обрядов и праздников, но и были крайне необходимы им в повседневной жизни, чтобы выжить в суровых климатических условиях.

  1. Рецепты национальных блюд коренных народов Севера

Теперь нам предстояло узнать рецепты приготовления выбранных нами блюд. В этом нам опять помогли Минато Людмила Хомовна, Джаббарова Надежда Владимировна и конечно Интернет.

Итак, представляем рецепты блюд.

Состав: юкола, нерпичий жир, клубни сараны, стланиковые орешки, брусника.

Рецепт приготовления: Юколу со шкурой на ночь заливают водой. Утром аккуратно юколу отделяют от шкурки. Шкурки оставляют еще на некоторое время в воде. Затем со шкурки соскребают всю оставшуюся юколу и очищают от чешуи. Шкурка должна быть совершенно чистой. Промыв в чистой воде, опускают в кипящую воду на 1-2 минуты. Быстро вытаскивают в долбленное корыто и мнут толкушкой до образования однородной молочной массы, постоянно добавляя нерпичий жир и бульон, где варились шкурки. Когда образовалась густая однородная масса, добавляют отварные клубни саранки, стланиковые орешки, рассыпают бруснику, аккуратно подавливая толкушкой. Ставят в холодное место до застывания. Через несколько часов блюдо готово. Так же ягоды брусники можно заменить другими ягодами, например, клюквой или черникой.

Состав: рыбные молоки, ягода шикша и морошка, нерпичий жир.

Рецепт приготовления: Рыбные молоки отваривают, разминают до однообразной массы. Добавляют ягоду в молоки и туда же вливают нерпичий жир. Блюдо готово.

Состав продуктов: морской шиповник, нерпичий жир, брусника или шикша

Рецепт приготовления: Спелый морской шиповник мнут толкушкой, добавляя нерпичий жир. Когда получится однородная масса, добавляют шикшу (бруснику) и тщательно перемешивают.

  1. Целебные свойства национальных блюд коренных народов Севера

Подробно изучив и проанализировав рецепты блюд, мы выяснили, что в каждом из этих блюд присутствуют следующие ингредиенты: нерпичий жир, рыбные молоки, ягоды брусники, шикши, шиповника, а еще корень сараны и кедровые орешки. Теперь нам предстояло выяснить, какими же целебными свойствами они обладают. Для этого мы посетили городскую библиотеку и, просмотрев энциклопедии, обнаружили следующие факты. (Приложение 7)

Нерпичий жир - высокая энергетическая ценность. Народы Севера жир нерпы считают очень целебным, употребляя его при лечении легочных заболеваний (туберкулез), язвенных болезней внутренних органов, в первую очередь желудка. Наружно используют как смягчающее средство при обморожении и ожогах, а также при заболевании костей суставов.hello_html_mc3830f5.jpg

Рыбные молоки - прекрасное диетическое блюдо. Издавна они ценились не только за особые вкусовые качества, но и полезные свойства. В составе молок наблюдается преобладание очень ценных для человека белков и жиров. Молоки являются чрезвычайно высококалорийным продуктом. Употребление молок является профилактикой сердечно - сосудистых заболеваний. Рыбные молоки полезны для работы головного мозга.hello_html_m27d579f5.jpg

Сарана – ее использовали не только в пищу, особо ценилась она как целебное средство, поднимающее на ноги ослабленных после болезни людей. Соком саранок заживляли раны. Мясо, приправленное с луковицами сараны, легче усваивалось. Современная медицина подтверждает, что препараты из лилии саранки обладают противовоспалительным и успокаивающим эффектами. Их используют в качестве болеутоляющего и кровоостанавливающего средства.hello_html_m902a21e.jpghello_html_m2dc923e.jpg

Кедровый стланик - лекарственные свойства стланика неисчислимы. Настойка из почек кедрового стланика лечит туберкулез. Даже пыльцу заваривали как чай и пили при ревматизме. Это растение регулирует кровообращение и лечит болезни кровеносной системы. Главное богатство кедрача – его семена, орешки. В очищенных ядрах содержится кедровое масло. Кроме масла, ядра орехов содержат крахмал, белок и сахар.hello_html_3b3e98fb.jpg

Брусника - ягоды этого растения применяют при лечении ревматизма и других заболеваний. Листья и плоды понижают уровень сахара в крови. В последнее время ученые установили, что ягоды брусники способствуют повышению остроты зрения и рекомендуют их пилотам, морякам и представителям многих других профессий.

Морошка - настоящая кладезь целебных качеств для человеческого тела. Северяне говорят: «Кто морошку запасает, тот болезней не знает». Она может применяться при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также сердечнососудистой системы. Эта ягода используется также для лечения ожогов и кожных болезней. hello_html_65ff9385.jpg

Шикша - используется только в народной медицине. С ее помощью шаманы могли поставить на ноги практически любого безнадежного человека. Она помогает при многих заболеваниях. Ее используют при эпилепсии, нервных заболеваниях, гипертонии, бессоннице, головной боли, нарушенном обмене веществ, рекомендуют для лечения цинги.hello_html_2d3d7db9.png

Шиповник – его целебные свойства известны с давних времен. Ягоды его применяются для лечения заболеваний, вызванных нехваткой витаминов. Отвары и настои пьют при авитаминозе и цинге, при лучевой болезни и кровотечениях, при инфекционных заболеваниях и воспалительных процессах. А так же для профилактики простудных заболеваний, так как шиповник повышает устойчивость организма к инфекциям, нормализует обменные процессы, усиливает работоспособность, улучшает работу нервной системы.hello_html_57f3b9ee.jpg

Итак, мы смогли убедиться, что все эти блюда, содержащие морепродукты, ягоды и другие растения имеют энергетическую ценность для здоровья человека. Эти продукты поддерживали энергетику человека – тепло, подвижность, стойкость к суровым условиям и формировали безопасную систему жизнедеятельности.

  1. Оформление результатов

Закончился поиск и сбор материала, и закипела другая работа: мы приступили к составлению и оформлению сборника рецептов блюд национальной кухни коренных народов Севера, куда вошел весь найденный нами материал. В этой работе нам помогали родители и классный руководитель Синюкина Елена Юрьевна.

А еще свой проект мы представили на школьной конференции, которая проходила в рамках месячника «Наследники традиций», где мы смогли поделиться результатами нашей работы с учащимися лицея. (Приложение 8)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта работа по проекту очень нужная: за время работы мы значительно углубили знания в истории коренных народов Севера. Узнали много нового и интересного о национальной кухне этих народов.

В результате исследований мы познакомились с ритуальными и праздничными блюдами нивхов и уильта. Научились готовить блюдо «Соли» и «Теви ром».

Появилось желание поделиться этой информацией со своими одноклассниками, родителями, мы надеемся, это поспособствует развитию их интереса к кухне этих народов.

Наш альбом мы подарили в лицейский музей, в лицейскую библиотеку и решили, что свой альбом мы подарим в Некрасовскую школу-интернат, где обучаются дети из числа коренных народов Севера. А также в село Вал Ногликского района, где живут многие наши ученики: пусть ученики и взрослые знают об этих блюдах и их целебных свойствах. Через наш лицейский сайт мы пригласили взрослых и детей других районов к сотрудничеству по сбору рецептов приготовления блюд коренных народов Севера для того, чтобы пополнить наш сборник новыми и полезными рецептами.

Значит, работа наша по созданию проекта – это только начало, надо продолжить работу по сбору материала о национальной кухне коренных народов Севера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. В 3-х томах. – Издательство ГУП «Северные просторы», 2001.

  2. Журнал «Северные просторы» - М., 1991 – 2002.

  3. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока : Справочник в помощь учителю краеведения / сост. М. Г. Булавинцева. – Южно-Сахалинск : Изд-во СОИПиПКК, 2006.

  4. Ланина Е. К. «Нивхгу мролф тор»: (нивхские старинные традиции) / Е. К. Ланина. – Южно-Сахалинск: Сахалин, кн. изд-во, 2007.

  5. Мазнев Н.И. Энциклопедия лекарственных растений. Народная медицина. – ООО «Издательство Мартин», 2004.

  6. Нивхи Сахалина: современное социально-экономическое развитие / С. Н. Еремин, Ч. М. Таксами, В. С. Золототрубов и др. – Новосибирск: Наука, 1988.

  7. Скоринов С. Н. Мифология и обрядовая культура нивхов: историко- культурологические очерки / С. Н. Скоринов; [науч. ред. П. Я. Гонтмахер] ; РАН, Дальневосточ. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. – Хабаровск : Дальневосточ. гос. науч. б-ка, 2004.

  8. Чухно Т. Большая энциклопедия лекарственных растений. – Москва: Изд-во Эксмо, 2007.

  9. www.rasteniya-lekarstvennie.ru

  10. www.aborigenexpo.ru

  11. www.school 3 poronaisk.ru

  12. www.nepropadu.ru

  13. www.slovoart.ru

  14. www.icrap.org.ru

Приложение 1

hello_html_5602259c.jpghello_html_9a3a1b3.jpg

Приложение 2

hello_html_m72bb6169.jpghello_html_mb60dd35.jpg

hello_html_m35660c1e.gif

hello_html_m51045c39.gifhello_html_4287e8d9.jpghello_html_m2513bcaf.jpg

Приложение 3

hello_html_37ecf4f.jpghello_html_2fc236d6.jpg

hello_html_m2e296b1c.jpg

hello_html_m47b627a5.jpg

Приложение 4

hello_html_m52883353.jpghello_html_m2e58af50.jpghello_html_m13d978cc.jpg

Приложение 5

hello_html_26e22a5.jpghello_html_m5ebe4145.jpg

hello_html_57edaa99.jpghello_html_847a49.jpghello_html_m5079840b.jpg

hello_html_413c3c5.jpghello_html_584e70a9.jpghello_html_2e51534c.jpg

hello_html_76181b40.jpghello_html_42504978.jpg

hello_html_5616ee4c.jpg

Приложение 6

hello_html_432c2d7.jpghello_html_3e9a6166.jpg

hello_html_19c50e6b.jpghello_html_38cde475.jpghello_html_m188c9bc8.jpg

Приложение 7

hello_html_m5c268a43.jpghello_html_ma9f2a63.jpghello_html_cfb8c20.jpg

Приложение 8

hello_html_12904594.jpghello_html_m1591ef15.jpg

hello_html_52516471.jpghello_html_m40b6986.jpg

hello_html_1778966.jpghello_html_277cbe60.jpg

infourok.ru

Время Арктики - информационный портал

30.05.2015 Кухня народов Севера
Изучение истории любого региона неразрывно связано с его кулинарными традициями. Итальянская пицца, немецкие сосиски или русские пироги — неотъемлемая часть культуры. А вот о кухне народов Севера мы до сих пор знаем немного.

Суровые условия Арктики накладывали немало ограничений на уклад жизни коренных народов. Рацион якутов, эскимосов, ненцев и других народов почти не различался — поскольку растительный и животный мир в циркумполярных регионах не слишком разнообразны. Низкая доступность огня и материалов для производства кухонной утвари также накладывали свой отпечаток. Зато заморозка блюд для северных народов не представляла никакой сложности.

Северная кухня отличается калорийностью блюд — ведь она призвана поддерживать энергию человека в условиях экстремального мороза.

Итак, главным ингридиентом почти всех кухонь полярных этносов смело можно назвать рыбу: различные породы лососевых, сиг, щука. Термическая обработка применялась крайне редко. В основном рыбу подавали вяленой, соленой или сырой. Особое блюдо, существование которого было возможно только на крайнем севере — строганина. Это замороженная рыба или мясо, нарезанные тонкой стружкой и слегка присыпанные солью.

Мясо, добытое на охоте или полученное в результате разведения оленей, также сушили, вялили и солили. Высушенное на морозе при сильном ветре, оно долго хранилось и при этом немного весило, что позволяло брать его с собой в далекий путь.

Такиой способ консервации получил название юкола. Сушено-вяленое мясо или рыбу можно было есть без дополнительной обработки, кроме того, при приготовлении используется мало соли, и блюдо не вызывает жажды. В качестве гарнира северные кухни используют не крупы и овощи, а ягоды — бруснику, клюкву, морошку и другие.

Супы, как и десерты, среди арктических народов распространения не получили.

Несмотря на популярность национальных кухонь мира, попробовать традиционные полярные блюда до сих пор непросто. В любом мегаполисе мира можно встретить пиццерию, суши-бар или закусочную с сосисками.Кажущаяся простой северная кухня предполагает использование свежайшей рыбы и других натуральных продуктов. Так что «мода» на строганину из оленя или щуки вряд ли появится на улицах городов.

arctictime.ru

Необычная еда северных народов России. ← Hodor

Пара картинок и буковки, скажу когда все.

источникОднажды, во время нашего путешествия на Вайгач, мы познакомились с ненцами-оленеводами, которые угощали нас свежим сырым оленьим мясом и слегка обжаренной печенью, которые надо было обмакивать в кровь, чтобы они стали чуть более солеными. Было это очень вкусно.

А перед отъездом, когда они освежевали очередного оленя, они мимоходом рассказали нам об интересном блюде, которым хотели бы нас угостить – полупереваренным содержимым оленьего желудка. Совершенно явно они хотели нас этим шокировать, так как понимали, что люди с «большой земли» к подобному блюду отнесутся, мягко говоря, настороженно. Наверняка им было бы весело наблюдать, как люди кривятся, когда им предлагают подобную еду.

Позднее в интернете я встречала много историй о том, что северные народы едят всякие непотребства. И даже кто-то писал, что оленеводы питаются чуть ли не оленьим калом. Я тогда думала, что люди путают кал с содержимым оленьего желудка, но нет. Нашла даже подтверждающую это цитату:

«Отметим, что пастухи оленных чукчей могли в экстремальных случаях есть полужидкий зеленый помет оленей (Богораз 1991: 128). Кал человека в пищу не употребляли».

Правда, не думаю, что это было распространенной ситуацией и хоть как-то практикуется до сих пор. Но кое-что другое интересное едят и сейчас. О таких экзотичных блюдах северных народов я и хочу написать.

ОЛЕНИУ оленей представители малых народов едят вообще все, что только можно – молодые рога (панты), костный мозг, сырое и обработанное (в том числе скисшее) мясо, кровь, печень, легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы. Разве что шкуру не едят, хотя и ее используют в дело.

«Время, когда бьют оленя, составляет в семействе остяка праздник и возбуждает особенное удовольствие во всех членах. Тут, в самом деле, открывается кровавое пиршество. Вокруг оленя, заколотого так, что вся кровь его остается в его внутренности, ободранного и вскрытого, толпится все семейство, старый и малый; с ножами в руках, все с жадностью вырезают и едят теплое мясо, обмакивая обыкновенно в дымящуюся кровь или запивая его.

Нужно притом удивляться, с каким непостижимым искусством они отрезают ножом около самого своего рта вверх к носу куски мяса, захваченного зубами; и так быстро и ловко, что со стороны кажется, что непременно заденет за нос. Мясо глотают они кусками, почти не жевавши, и трудно представить себе, сколько каждый из них может съесть его".

Можно подумать, что люди так быстро едят из-за жадности. Но дело тут не совсем в ней.

Если употреблять оленину в пищу сырой, то ее действительно необходимо есть тотчас же - "парной". Выражение "парное мясо", принятое в русском языке, в данном случае очень уместно, так как означает, что от мяса идет пар, настолько оно еще теплое и свежее. В этот момент оно имеет совершенно особую нежную консистенцию и вкус, обладает многими полезными свойствами.

Все народы Севера знают, что мясо и еще теплая кровь только что забитого оленя не только быстро насыщают, но и возвращают силы после болезни, длительных голодовок и усталости. Коми-зыряне убеждены, что свежая кровь может исцелить даже больного туберкулезом человека. Ее пьют большими глотками, обмакивают в нее кусочки мяса и ливера — печени и почек. Оленеводы — ханты, ненцы, эвенки — порой пили горячую кровь прямо из шейной вены оленя или смешивали кровь с оленьим молоком.

Остывая, оленина теряет нежную консистенцию и вкус почти мгновенно. Вот почему вокруг туши собираются дети и взрослые, сразу и разделывают, и поедают мясо. Ханты и манси сырыми съедают в первую очередь ломтики мяса с ляжек, печень, легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы оленя, обмакивая их в свежую кровь.

Каныга с ягодойЭто экзотическое северное блюдо считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Особенно оно популярно у чукчей, коряков, индейцев, эскимосов. Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками, листвой кустарников, зелеными и зимне-зелеными травами, грибами, если они есть. Данные корма служат для оленей основным источником углеводов, белков, жиров, витаминов, макро- и микроэлементов.

Каныга — это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой — голубикой, шикшей, брусникой в произвольной пропорции.

У россиянина, возможно, эта пища ни запахом, ни вкусом не получит должной оценки. Однако у аборигена запах каныги вызывает восторг и аппетит. Данная пища способствует лучшему перевариванию и усвоению жирной мясной пищи. При этом организм аборигена дополнительно обогащается витаминами, макро- и микроэлементами.

Оленьи панты (мора)Растущие рога северных оленей называются пантами. В июне во время коральных работ некоторые олени в сутолоке ломают неокостеневшие рога. Оленеводы перевязывают рог ниже перелома ленточкой или шпагатом, а обломанную часть отрезают или спиливают ножовкой. Собранные панты покрыты плотным коротким нежным волоском. Прежде чем приступить к трапезе, панты обжигают на костре или в печке, обожженный волос соскабливают ножом.

Едят (в сыром виде) кожу, покрывающую рог от основания до макушки, и его верхушечную часть в виде мягкого хряща. Данная пища, обладая хорошими вкусовыми качествами, благотворно влияет на организм: улучшает обмен веществ, повышает жизнедеятельность органов, поднимает общий тонус организма.

Костный мозг оленяПри разделке оленьих ног извлекают и сразу же едят суставной жир и костный мозг из голеней, разбив полые кости обухом топора или камнем.

«Необычное блюдо из тех, что можно приготовить только в лесу, только на охоте на изюбра и только... при удачной охоте. Если последнее условие выдержано, то в процессе разделки туши изюбра вычленяются (после снятия камуса) кости голени. Освобожденные от камуса и копыт кости кладут на жар чуть сдвинутого в сторону костра.

Пока продолжается работа по свежеванию, кости или, как говорят охотники, «драгеля» несколько раз переворачивают и продолжают обжаривать на костре до равномерного легкого обугливания. И вот, когда основная работа с дичью закончена, берется пышущая жаром кость (это надо делать в хороших рукавицах), кладется на валежину и равномерно простукивается обушком охотничьего ножа по всей ее длине. Затем двумя–тремя резкими ударами кость раскалывается вдоль, чаще на две половины, в одной из которых находится кипящий, прозрачно–янтарный, с невероятным ароматом костный мозг. Остается только посыпать его солью (желательно крупной) и съесть, неторопливо смакуя и заедая хлебом.

Не берусь судить о тонкостях химического состава этого продукта, но «обработав» таким способом даже одну кость, бегаешь потом целый день с необыкновенной легкостью, и даже тяжелая поклажа с добытой дичью кажется не такой уж тяжелой. И что интересно если попытаться приготовить «драгеля» через 2—3 часа и более после отстрела изюбра, то уже получается обыкновенный жареный костный мозг, без того характерного цвета, аромата, консистенции, что при приготовлении драгелей».

Остывшее мясо сырым уже есть нельзя. В нем начинаются процессы распада. Поэтому его варят или жарят. Другое дело, если части разделанной туши сразу, немедленно, промерзают на сильном морозе. Тогда все полезные свойства парного мяса сохраняются. Такое мясо едят

hodor.lol

Кухня народов Севера - FoodEstet.ru — кулинарный портал c хорошими манерами

Суровый климат и доступность определенного набора продукта диктуют рацион и кухню народов Крайнего Севера. Коренные северяне едят сырую рыбу и мясо, сало и даже кровь некоторых животных. Рыбу и мясо часто «заквашивают» — закладывают в специальную емкость или просто закапывают вместе с травами. Травы играют роль консервантов, ароматизаторов и источников витаминов и микроэлементов. На Крайнем Севере часто используют растения, которые в других регионах считают несъедобными или даже ядовитыми.

Кроме северных ягод (о них — ниже), в пищу употребляют дикорастущий щавель, гусиную пажить, черемшу, сарану и  исландский мох. Последний, кстати, как желатин, дает отличное желе, из-за чего его и используют для приготовления первых и сладких блюд. Из мяса наиболее распространена оленина и морской зверь. Здесь это главные источники белка. Но любое мясное блюдо здесь готовят с травами и ягодами. Например, силавун — мясо, маринованное в ягодном соке. Или нимин — свежая протертая икра с добавлением ягодного пюре. У некоторых народов (эскимосов, алеутов) до сих пор сохранен китобойный промысел и употреблению в пищу китового мяса и жира.

В кухне народов Севера не принято жарить мясо и рыбу. Когда продукты свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь.

Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.

Хотя сырое или наполовину сваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягодам в тундре нет числа. Это и морошка, и голубика, и клюква, и брусника (на фото), и водяника… Их едят свежими или заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках — бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, — блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: вареный язык, студень из ластов, кровяные клецки, вяленое мясо с жиром и т. д.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы — сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти — в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX века, под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.

Красноярские ученые считают, что на Севере нельзя есть то же, что и в средней полосе России. В экстремальных условиях Сибири и Крайнего Севера со специфическим составом почвы, воздуха и воды и своеобразием биохимических превращений значение сбалансированного питания заметно возрастает. К примеру, интересен тот факт, что у детей коренных народов Севера, которые живут в семьях и едят традиционные продукты, — отличные зубы и зрение, и нет проблем с пищеварительной системой. А вот у их ровесников, которые живут на Севере в школах-интернатах, со всем этим есть проблемы. Причина — питание по европейским стандартам. Очень важно, чтобы в рационе маленьких северян доля национальных блюд была 25-30% и выше. Если же преобладают традиционные супы (щи, борщ), сгущенка, тушенка, вафли, джемы, конфеты, яблоки, апельсины, грецкие орехи и т. д., то это не будет способствовать хорошему здоровью детей на Севере.

www.foodestet.ru

Необычная еда северных народов России.

Кухня этих народов формировалась тысячилетиями, и вегетарианцев там нет и никогда не будет.Копальхен.

Копальхен - (копальхем, копальхын, копальгын, копальха, игунак) - деликатесное блюдо нганасан, чукчей и эскимосов.Изготовляется из свежего мяса ферментированием под прессом. Из-за образования в процессе приготовления трупного яда смертельно опасно для представителей большинства других народностей.Копальхен готовят из моржа, тюленя, оленя (ненецкий, чукотский, эвенкийский вариант), утки (гренландский вариант), кита (эскимосский вариант.Для приготовления оленьего копальхена нужен крупный, жирный и здоровый олень. Несколько дней не кормить его (чтобы очистить кишечник), затем задушить, не повреждая шкуры. После этого труп погружается в болото и присыпается торфом, закладывается ветками и камнями, и оставляется на несколько месяцев. По истечении срока труп извлекается и употребляется в пищу.Более распространённый вариант изготовляется из моржа или тюленя: животное умерщвляют, охлаждают в воде, помещают в шкуру, откуда затем выпускают воздух, и зарывают под прессом из гравия на линии прибоя. Через несколько месяцев труп извлекается и употребляется в пищу. Обычно охота на моржа ведётся летом, а готовый игунак выкапывают в декабре.Также про квашеное мясо моржа пишут вот что: при свежевании моржа отделяют большие куски мяса с подкожным жиром и кожей (пластины размером почти метр на метр, весом до 70-80 кг. Затем каждый кусок с внутренней стороны пересыпают смесью трав и лишайников, сворачивают в рулон, соединяя края. Подготовленные куски складывают в специальные ямы, стенки которых обложены камнями. Ямы сделаны в вечной мерзлоте, поэтому температура в них низкая, но все же не настолько, чтобы мясо стало мерзлым. Оно не гниет, однако в нем образуются некоторые микроорганизмы, которые постепенно изменяют его состав, обогащают витаминами. Созревшее мясо приобретает специфический вкус и запах.Мороженый копальхен режется тонкими ломтиками, которые сворачиваются в трубочки. Трубочки макают в соль и заедают сырыми лёгкими только что забитого оленя.Последствия для неподготовленного человека:При употреблении копальхена любой человек, если только он не питается им с детства, получает сильнейшее отравление, которое при отсутствии своевременной медицинской помощи может закончиться летальным исходом. Гнилое мясо в довольно большом количестве содержит трупный яд - кадаверин, путресцин и нейрин.Они в числе прочих веществ, образующихся при разложении, ответственны за неприятный запах продукта, а также - токсичны, в особенности нейрин. Действие нейрина на организм сравнимо с действием мускарина и фосфорорганических веществ, то есть появляется обильное слюнотечение, бронхорея, рвота, понос, судороги и в большинстве случаев смерть от сильного отравления.Кивиак.Кивиак (Kiviak) - праздничное блюдо: в шкуру тюленя помещают около 400 чистиков (не потрошёнными), выпускают из шкуры воздух, запечатывают её салом и помещают в землю под пресс (камень) на 3-18 месяцев. Этого периода достаточно чтобы птицы разложились внутри и их ферменты успели переработать тюленьи кишки.Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу в сыром виде. Выкопанный кивиак, рекомендуют употреблять на свежем воздухе, так как блюдо имеет сильный специфический запах. На вкус кивиак напоминает острый слишком состарившийся сыр.Кисло - соленая рыба печорского засола.Свежую, только что пойманную рыбу слегка подсаливают, складывают в бочки и оставляют при теплой погоде на солнце. В случае если засол делается в холодное время года, то бочки с рыбой вносят в теплую избу. Рыба стоит в избе до тех пор, пока не закисает и не приобретает специфический запах. При таком способе засола рыба становится совсем мягкой и мясо ее легко отделяется от костей. В том случае, если квасить недолго, рыба сохраняет свою форму. При долгом квашении получается студенистая кисловатая масса, которую едят ложками как кашу. Она и используется как приправа к кашам и картофелю, в нее макают хлеб. Схожий способ засаливания рыбы известен и карелам. Как и всякий квашеный продукт, приготовленная таким образом рыба пахнет столь сильно и остро, что лишь немногие, за исключением местных жителей, считающих это блюдо деликатесом, в состоянии ее есть.Гусь с душком.Долганы готовят с душком и птицу, в частности гусей. Приготовленную тушку гуся они кладут в мешок из гагачьей кожи, плотно зашивают и опускают в яму - погреб, вырытую в вечной мерзлоте. В естественном холодильнике гуси 2-3 месяца остаются. За этот срок мясо гуся приобретает не только специфический запах, но и становится мягче, нежнее. Из него варят суп, готовят жаркое.Олени.У оленей представители малых народов едят вообще все, что только можно - молодые рога (панты), костный мозг, сырое и обработанное (в том числе скисшее) мясо, кровь, печень, легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы. Разве что шкуру не едят, хотя и ее используют в дело."Время, когда бьют оленя, составляет в семействе остяка праздник и возбуждает особенное удовольствие во всех членах. Тут, в самом деле, открывается кровавое пиршество. Вокруг оленя, заколотого так, что вся кровь его остается в его внутренности, ободранного и вскрытого, толпится все семейство, старый и малый; с ножами в руках, все с жадностью вырезают и едят теплое мясо, обмакивая обыкновенно в дымящуюся кровь или запивая его.Нужно притом удивляться, с каким непостижимым искусством они отрезают ножом около самого своего рта вверх к носу куски мяса, захваченного зубами; и так быстро и ловко, что со стороны кажется, что непременно заденет за нос. Мясо глотают они кусками, почти не жевавши, и трудно представить себе, сколько каждый из них может съесть его".Можно подумать, что люди так быстро едят из-за жадности. Но дело тут не совсем в ней.Лишь в том случае, если употреблять оленину в пищу сырой, то ее действительно необходимо есть тотчас же - "Парной". Выражение "Парное Мясо", принятое в русском языке, в данном случае очень уместно, так как означает, что от мяса идет пар, настолько оно еще теплое и свежее. В этот момент оно имеет совершенно особую нежную консистенцию и вкус, обладает многими полезными свойствами.Все народы севера знают, что мясо и еще теплая кровь только что забитого оленя не только быстро насыщают, но и возвращают силы после болезни, длительных голодовок и усталости. Коми-зыряне убеждены, что свежая кровь может исцелить даже больного туберкулезом человека. Ее пьют большими глотками, обмакивают в нее кусочки мяса и ливера - печени и почек. Оленеводы - ханты, ненцы, эвенки - порой пили горячую кровь прямо из шейной вены оленя или смешивали кровь с оленьим молоком.Остывая, Оленина теряет нежную консистенцию и вкус почти мгновенно. Вот почему вокруг туши собираются дети и взрослые, сразу и разделывают, и поедают мясо. Ханты и манси сырыми съедают в первую очередь ломтики мяса с ляжек, печень, легкие и почки, сердце, глаза и даже ушные железы оленя, обмакивая их в свежую кровь.Каныга с ягодой.Это экзотическое северное блюдо считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Особенно оно популярно у чукчей, Коряков, индейцев, эскимосов. Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками, листвой кустарников, зелеными и зимне - зелеными травами, грибами, если они есть. Данные корма служат для оленей основным источником углеводов, белков, жиров, витаминов, макро - и микроэлементов.Каныга - это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой - голубикой, шикшей, брусникой в произвольной пропорции.У русского человека, возможно, эта пища ни запахом, ни вкусом не получит должной оценки. Однако у аборигена запах каныги вызывает восторг и аппетит. Данная пища лучшему перевариванию и усвоению жирной мясной пищи способствует. При этом организм аборигена дополнительно обогащается витаминами, макро - и микроэлементами.

Смотрите ещё новости о здоровых питаниях на каждый день http://zdorovoe-pitanie.ru-best.com/novosti-po-zdorovomu-pitaniyu/zdorov...

zdorovaya-eda.com


Смотрите также